Металлы и цены
Перейти на страницу новостей

Транспортное машиностроение может стать локомотивом высокотехнологичного сектора экономики

Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин выступил на пленарном заседании в рамках II Международного железнодорожного салона «ЭКСПО 1520» в Щербинке (Московская область).

Владимир Якунин напомним, что в 2007-2008 годах удалось добиться существенного роста инвестиций и перейти к расширенному воспроизводству основных фондов «РЖД». При этом в отличие от многих других компаний практически все свои потребности в новой технике ОАО «РЖД» покрывает за счет поставок российских машиностроительных предприятий.

«В этом году в непростых макроэкономических условиях инвестиционная программа ОАО „РЖД“ сводится к уровню амортизации, что существенно ограничивает развитие отечественных железных дорог», — сказал президент ОАО «РЖД».

По словам Владимира Якунина, в I полугодии 2009 г. было закуплено 183 новых локомотива, 381 пассажирский вагон, 319 единиц моторвагонного подвижного состава, приобретено порядка 7 тыс. грузовых вагонов — это около 70% в общем объеме их российского производства. Однако в целом по году закупки будут значительно снижены от уровня прошлого года: локомотивов — почти на 25% к уровню прошлого года, пассажирских вагонов — на 38,5%, моторвагонного подвижного состава — на 13,3%, грузовых вагонов — в 2,7 раза.

«Приобретение новой техники в сокращенных объемах в дальнейшем приведет к новой волне стагнации в комплексе транспортного машиностроения и дефициту подвижного состава на железнодорожном транспорте. Проведенная оценка последствий секвестрования инвестиционной программы ОАО „РЖД“ показала, что сокращение заказа на приобретение только локомотивов в размере 6 млрд. рублей в год приведет к суммарному сокращению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней на сумму около 2 млрд руб. Количество занятых на производстве специалистов сократится более чем на 2,5 тыс. человек», — констатировал Владимир Якунин.

Президент ОАО «РЖД» напомнил, что в соответствии с утвержденной правительством страны «Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г.» по максимальному варианту потребуется обновить почти 24 тыс. локомотивов, около 1 млн грузовых вагонов, свыше 23 тыс. пассажирских вагонов, более 24 тыс. вагонов электро- и дизельпоездов.

Кроме того, для осуществления «инновационного прорыва» требуется в самое ближайшее время разработать и поставить на производство новую линейку современных локомотивов: электровозов двойного питания, энергоэффективных грузовых электровозов постоянного и переменного тока с асинхронным тяговым приводом и т.д.

«Успешное решение поставленной масштабной задачи требует, во-первых, формирования современной нормативно-правовой базы инновационной деятельности, и, во-вторых, государственной поддержки предприятий транспортного машиностроения», — подчеркнул Владимир Якунин.

По мнению президента ОАО «РЖД», такая государственная поддержка могла бы осуществляться за счет финансовой поддержки базовых НИОКР по созданию подвижного состава нового поколения, за счет формирования оптимальных условий для комплексных инновационных проектов в формате государственно-частного партнерства, за счет государственного долгосрочного кредитования инновационных проектов, за счет налоговой мотивации научных и проектных организаций для создания новой железнодорожной техники, а также за счет возможности ускоренной амортизации высокотехнологичной продукции.

По маериалам МСиС

11 сентября 2009