Металлы и цены
Перейти на страницу новостей

Проблем с ликвидностью у РЖД нет, но вложения сократятся – Якунин

Проблем с ликвидностью у ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), остановивших из-за мирового финкризиса запущенное в сентябре размещение еврооблигаций на 7 миллиардов долларов, нет, но инвестиционных денег компании взять неоткуда, и вложения в ближайшие два года могут быть сокращены на 10-15%, рассказал глава ОАО РЖД Владимир Якунин.

В интервью «Коммерсанту» Якунин заявил, что финансовый кризис не стал для него неожиданностью — понимание неизбежности этого было еще полтора года назад.

Он констатировал, что рынок дешевых западных заимствований закрылся для всех, а российские банки сегодня соглашаются давать деньги в лучшем случае на год под 14-15%. «У нас пока нет проблем с текущей ликвидностью. Долг ОАО РЖД на начало года составлял 172 миллиарда рублей, из них около 90 миллиардов рублей — по лизинговым платежам, остальное — по кредитам и займам», — сказал Якунин. По его словам, в 2008 году РЖД планировали занять еще 159 миллиардов рублей, а погасить — 29 миллиардов рублей. «В результате долг на конец года должен был вырасти до 300 миллиардов. Но все равно у нас соотношение долга к EBITDA составляет всего 1,1», — отметил глава компании.

Говоря об ограничении расходов и сокращении инвестиций, глава РЖД сказал: «Я был бы сумасшедшим, если бы, зная о предстоящем кризисе, не дал соответствующих установок своим финансовым менеджерам».

«Учитывая общую финансовую ситуацию, мы вынужденно притормозим некоторые новые проекты, связанные с крупными инвестициями. Придется приостановить и некоторые проекты по интеграции российских железных дорог с западноевропейскими. В целом, по предварительным оценкам, сокращение инвестпрограммы на 2009 и 2010 годы составит 100-110 миллиардов рублей в год, то есть 10-15%», — сообщил Якунин.

Отвечая на вопрос, насколько кризис может фундаментально снизить стоимость ОАО РЖД и других компаний, Якунин признал, что «определенное сокращение» произойдет. «Оно не может быть драматическим, но до поры до времени. Если в экономике произойдет стагнация, это с неизбежностью скажется и на нас: мы будем меньше возить, меньше зарабатывать. Мы ожидаем, что заявленные цели компании на следующий год могут оказаться под вопросом. Я имею в виду, прежде всего, перевозки», — сказал глава РЖД.

Он уверен, что РЖД, у которых очень невысокая рентабельность, не уйдут в убыток из-за повышения банками ставок по уже выданным кредитами. Он считает, что последствия кризиса будут ощущаться еще и следующий год, причем в «остром режиме» он еще не завершился. Якунин не исключает, что обвал американского финансового рынка продолжится. «Тогда схлопнется вообще вся финансовая система, которая существует в мире. Каждый, как куркуль в домике, в своем национальном банке затаится», — говорит глава РЖД.

Отвечая на вопрос, будут ли корректироваться планы по намечавшемуся на осень IPO дочернего «Трансконтейнера», а также продаже «Рефсервиса» и ряда других «дочек» РЖД, Якунин заявил: «Мы не собираемся дешево продавать дорогие вещи, но все будет зависеть от ситуации на рынке».

РИА Новости

02 октября 2008