Металлы и цены

Перспектива цен: стройматериалы

Статья опубликована в номере 10 (187)-2009

Поиск по статьям

Какая ситуация на рынке строительных материалов? Казалось бы, вместе с упавшим сектором строительства эту отрасль также должно охватить падение. Но резкое сокращение объемов выпуска позволило производителям стройматериалов избежать обвала цен.

Снижение спроса

Самое сильное падение производства наблюдается у базовых строительных материалов — кирпича и цемента. Если отдельные компании в 2007-2008 годах продавали 40-50 машин кирпича в день, то в начале этого года объемы отгрузки снизились до 10-15 машин.

По данным специалистов, объем железнодорожных перевозок цемента в I квартале 2009г. упал более чем на 40% по сравнению с I кв. 2008г.
Кроме этого, спад потребления и уменьшение объемов продаж зафиксировано и на рынках теплоизоляционных и отделочных материалов: у крупнооптовых компаний объемы продаж этих позиций сократились на 40-50%. Такое падение специалисты объясняют остановкой строительного сектора.

Отметим для сравнения, что, согласно статистическим данным, потребление сортового (длинномерного) проката в России в январе-мае 2009 г. снизилось относительно аналогичного периода 2008 г. на 43% и составило 3795 тыс. т. Потребление плоского (рулонного и листового) проката снизилось на 39% и составило 4971 тыс. т.

А что с ценами?

Несмотря на существенное снижение спроса, обвала цен на строительные материалы не произошло, хотя, цены и подверглись существенной корректировке и вышли на «добумовый» уровень. Так, цены на цемент опустились к уровню осени 2006 г., до 2200 рублей за тонну без НДС и транспортных расходов. Импортеры предлагают цемент по цене ниже 60 долларов.

По данным Ассоциации строителей России, Союза инженеров-сметчиков, компании Rockwool в I квартале 2009г.произошло удешевление:

При этом стоимость отделочных материалов почти не изменилась. И некоторые компании утверждают, что продолжается их рост, правда, незначительный — с начала года на 3-5%.
В частности, производители сухих строительных смесей утверждают, что с начала года цены на основные виды продукции не изменились.

Мощности производителей простаивают

Большинство производителей строительных материалов в условиях падения спроса на их продукцию предпочли сокращение объемов производства существенному снижению цен. Таким образом, им удалось сократить издержки и не увеличивать дебиторскую задолженность. Так, например, в I квартале с.г. крупнейший производитель кирпича в Московском регионе Голицынский кирпичный завод, остановил два из трех производственных цехов.

В целом по стране падение производства к уровню прошлого года оказалось весьма существенным. Так, в I квартале производство кирпича снизилось на 40,3%. Примерно такая же картина и с цементом: если в I кв. 2008г. было выпущено 11,2 млн. тонн цемента, то в аналогичном периоде этого года объемы производства составили 7,1 млн. тонн. И фактически прекратились импортные поставки цемента.
По данным специалистов, средний показатель загруженности цементных заводов в 2009г. составляет около 60%. Для сведения, в 2007г. этот показатель был близок к 80%.
На рынке теплоизоляционных материалов многие компании работают с загрузкой 30-50%. При этом, новые линии, введенные в прошлом году, зачастую, простаивают.

Рентабельность удалось удержать

Тактика консервации производственных мощностей пока себя оправдывает. Кроме этого, большинство не начатых инвестиционных проектов или находящихся на ранней стадии готовности, оказалось заморожено. Так, по данным специалистов, из примерно ста заявленных инвестиционных проектов на рынке цемента фактически реализуется не более десяти.

Некоторые производители стройматериалов признаются, что сокращение оборотов позволило сбалансировать финансовые показатели, и сохранить приемлемый уровень рентабельности. Они отмечают, что этому поспособствовало также и снижение себестоимости производства из-за коррекции цен на сырье по всей цепочке. Кроме того, компании ввели строгий режим экономии, сократили постоянные издержки.
Многие участники рынка даже надеются на возникновение сезонного дефицита стройматериалов и новую волну роста цен. Правда, некоторые уже предсказывают, что это произойдет лишь в следующем сезоне.

Укрупнение и консолидация

Тем не менее, у большинства производителей и продавцов стройматериалов состояние дел в отрасли вызывает тревогу. Величина дебиторской задолженности увеличивается столь быстро, что ставит под угрозу стабильность операционной и финансовой деятельности производителей строительных материалов. Если начнется массовое банкротство строительных компаний, то во втором полугодии аналогичные процессы коснутся и производства строительных материалов. Производители больше не смогут поддерживать стабильность операционной деятельности, — высказывают свое мнение эксперты. — Сегодня компании фактически лишены кредитных ресурсов, на предлагаемых сегодня банками условиях деньги занимать не реально.

Такая ситуация создает благоприятную почву для различного рода слияний и поглощений. К осени положение мелких игроков рынка может стать крайне неустойчивым и они окажутся на грани банкротства. Особенно это может затронуть производителей лаков, красок, сухих смесей, обоев, кирпича. С учетом того, что часть предприятий выпускает продукцию невысокого качества на старом оборудовании, то они не представляют интереса для потенциальных инвесторов и не смогут войти в какие-либо консорциумы и вынуждены будут закрываться. Здесь стоит отметить, что к цивилизованному закрытию нерентабельных производств, как это показала недавняя практика, наша страна пока не готова.

С другой стороны, некоторые компании уже предпринимают шаги для вхождения в равноправные альянсы и кооперацию. Так, для приближения производства к рынкам сбыта, крупные компании готовы рассматривать вопрос о приобретении 50-% и выше доли акций у региональных производителей. Такие поглощения позволяют существенно снизить транспортные расходы, повысить эффективность бизнес-планирования и работы сбытовых сетей.
Специалисты отмечают, что кооперационные процессы уже происходят на западных рынках. В частности, — в цементной отрасли. В альянсы, как правило, вступают крупные и локальные игроки. В том числе с целью завершения стартовавших до кризиса инвестиционных проектов.

Н. Александров
По материалам журнала «Эксперт», компаний «Строительная
информация», «INFOLine»,
Rockwool, Rusmet.ru