Металлы и цены

В январе-апреле грузооборот транспорта упал на 17,7% Из кризиса вышли лишь морские перевозки

Статья опубликована в номере 9 (186)-2009

Поиск по статьям

Грузооборот в январе-апреле 2009 года
В январе-апреле 2009 года грузооборот транспорта в России составил 1386,1 млрд тонно-километров (ткм), что на 17,7% ниже, чем в январе-апреле прошлого года.

В том числе грузооборот:
железнодорожного составил 557,7 млрд ткм (снижение на 24,3%),
автомобильного — 53,2 млрд ткм (-18,8%),
морского — 31,8 млрд ткм (вырос на 29,5%),
внутреннего водного — 2,5 млрд ткм (+32,6%),
воздушного — 1 млрд ткм (-23,2%),
трубопроводного — 739,9 млрд ткм (-13,1%).

При этом тарифы на грузовые перевозки в среднем по всем видам транспорта выросли в РФ в апреле на 1,9% в сравнении с мартом и на 12,6% — с начала года. Поэтому в натуральных показателях снижение грузооборота будет выше.

Напомним сведения годичной давности: грузооборот транспортной отрасли РФ в январе-апреле 2008 года вырос на 5,5% по сравнению с аналогичным периодом 2007г. года, до 1 трлн 688,9 млрд тонно-километров.

В том числе в январе-апреде 2008г. грузооборот:
железнодорожного транспорта составил 737,6 млрд тонно-километров (рост на 8,5%), автомобильного — 65,6 млрд ткм (рост на 3,2%),
морского — 24,9 млрд ткм (рост на 57,7%),
внутреннего водного — 3,7 млрд ткм (снижение на 54,5%), воздушного — 1,2 млрд ткм (36,8%), трубопроводного — 855,9 млрд ткм (рост на 2,7%).
Грузооборот в апреле 2009г.
Морские перевозки стали единственным видом транспорта, ожившим за прошедший месяц: их оборот к апрелю 2008 года вырос почти на 25%. Другие виды транспорта в апреле 2009г. сократили грузообороты:
речной транспорт на 45%,
автомобильные грузоперевозки упали на 23%,
воздушные — на 12%.
Железнодорожные перевозки- 21,2%
Общий грузооборот сократился на 19,8%.

Комментарии: грузоперевозки, как индикатор

Структура сокращения грузоперевозок лучше, чем структура сокращения промпроизводства, показывает, в каких именно секторах промышленности проблемы остаются наиболее острыми.
В натуральном выражении «год к году» в максимальной степени железная дорога недосчиталась строительных грузов на 7,1 млн тонн (40% уровня апреля 2008 года), перевозки угля сократились на 3 млн. тонн.
За четыре месяца текущего года перевозки чёрных металлов на экспорт упали на 9,8%, а внутренние снизились на 51,5% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. С января по апрель 2009г. экспортные объемы поставок металлолома были снижены на 29,2%, а внутренние — на 64%.

Зато перевозки железной руды за четыре месяца на экспорт возросли на 5,3%, а по стране снизились на 21,9% по отношению к прошлому году.

Единственный показатель железнодорожных перевозок в апреле, сумевший вырасти,- перевозка зерна и продуктов помола. Из-за хорошего урожая 2007-2008 годов и роста российского экспорта пшеницы его грузоперевозки, в значительной части экспортные, выросли в апреле на 13,2%, но сократились к показателям апреля 2008 года в натуральном выражении.

Наиболее существенной проблемой, исходя из данных РЖД, является продолжающийся спад в строительстве. По данным Росстата, сокращение объема работ по отрасли составило в апреле 2009 года к апрелю 2008 года 16,3%, хотя ввод в строй жилья при этом вырос на 10,9%. Длинный инвестиционный цикл вместе с обвалом спроса на стройматериалы, который, очевидно, демонстрирует обвал перевозок строительных грузов, делает многомесячную депрессию в этой отрасли неизбежной.

По материалам Росстат, kommersant.ru, «Гудок»