Металлы и цены

Арматуру — в Сеть. О перспективах рекламы в Интернете

Статья опубликована в номере 9 (186)-2009

Поиск по статьям

Экономический кризис внес свои серьезные коррективы в рекламный рынок. Упали продажи на ТВ, в «наружке», в печатных, особенно глянцевых, СМИ. А объем Интернет-рекламы не уменьшился и, возможно, даже вырастет.

Страдания рекламщиков просты и понятны

Если в 2008 году сегмент отечественной телевизионной рекламы оценивался в более чем миллиард долларов, то за первые месяцы 2009 года на некоторых федеральных телеканалах среднемесячные объемы рекламы упали практически на треть.

В сегменте наружной рекламы — по данным московских маркетинговых агентств, в начале этого года востребованным оказалось на 30% меньше наружных рекламных площадей столицы.
Рекламный сектор очень сильно пострадал из-за финансовой ситуации на рынке, — отмечают аналитики. Рекламные бюджеты — это первая статья, которая была урезана многими компаниями. Очень сильно сократили свои вложения секторы недвижимости, страхования и авторитейла.

Интернет поможет всем. Но — не сразу

Рынок не может существовать без продвижения товара, и если где-то рекламы убыло, то где-то ее должно прибавиться. По мнению экспертов, это произойдет в интернете. Так, даже в относительно «благополучном»2008 году рынок контекстной сетевой рекламы в России составил около $350 млн, «прибавив» за год более чем в полтора раза. Предположительно, в этом году ситуация не ухудшится, а по оптимистичным заявлениям даже произойдет улучшение.
Интернет, и контекстная реклама предоставляют определенную экономическую выгоду для рекламодателей, поскольку оплата контекстной рекламы происходит отдельно за каждый переход на сайт рекламодателя. При этом можно рассчитать эффективность и окупаемость инвестиций, что, несомненно, будет лишь привлекать в эту отрасль новых клиентов.

С другой стороны, интернет-реклама дает замечательную возможность потребителям получить самую полную информацию о различных типах, модификациях и ценах на товары. Поисковые серверы уже подключились к этому процессу и позволяют получить выборки по запросам типа «купить недорого» и пр.

По мнению специалистов, рекламодатели будут обращать на всемирную сеть все больше внимания. Реклама в сети менее затратна, чем в других СМИ. Например, на 300 тыс. рублей на телевидении сделать что-то будет достаточно трудно, а в интернете на эти средства можно организовать неплохую компанию.

Уровень проникновения

Конечно, реклама в интернете не заменит других способов продвижения услуги или товара. Многое зависит от рекламируемого продукта и от ожидаемой степени проникновения. Если продукт предназначен для самого широкого потребления, то имеет смысл выходить с рекламой на телевидение. Но с ростом проникновения пользователей в Интернет, реклама в сети становится все более эффективным средством продвижения.

По оценкам, в настоящее время средние показатели по России по проникновению в интернет составляют около 30%. В городах с населением от ста тысяч и выше эта цифра возрастает до 50%. Если рассматривать определенные социально-возрастные составы аудиторий, то среди молодежи уровень проникновения составляет около 80%. Поэтому, отмечают аналитики, электронный носитель выходит на один уровень с традиционными медиа.

Еще одним преимуществом контекста, выгодно выделяющим его по сравнению с другими носителями, является управляемость, то есть возможность вносить изменения в уже запущенную рекламную кампанию. Инструменты, которыми располагает контекстная интернет-реклама, позволяют моментально оценивать эффективность вложений и, если результаты оценки неудовлетворительны, рекламную кампанию можно менять кардинальным образом.

Традиции не сдаются

Но говорить о тотальном превосходстве интернет-рекламы на рекламном рынке пока рано. По-прежнему одним из наиболее эффективных видов рекламы считается наружняя реклама. Так, в 2008г. в России рекламодатели потратили на «наружку» около 45,8 млрд рублей.

При этом, основным недостатком наружной рекламы считается недостаточная гибкость и сравнительно небольшой охват аудитории, кроме того, сложно быстро оценить ее эффективность — и, при необходимости внести корректировки.
Реклама в печатных изданиях в последнее время претерпела самые резкие изменения — экономический кризис больнее всего ударил именно по этому сегменту СМИ, особенно по глянцевым изданиям, от которых потенциальный читатель отказывается в числе первых, в отличие от телевизора, компьютера и Интернета.

Чуть лучше обстоят дела у других печатных СМИ, но все равно в этом сегменте рекламы падение — наибольшее. По оценкам, оно достигает 34%.

Возможно, печатные СМИ будут еще больше развивать свои электронные версии и продвигать свои услуги при помощи интернет-рекламы. Интернет станет для печатных изданий «спасательным кругом».

Модное слово — таргетинг

Одним из основных преимуществ интернета перед другими носителями стало то, что он позволяет делать таргетинг, то есть целенаправленно выдавать рекламу, например, исключительно для аудитории определенного возраста, или рода занятий, или георгафических мест расположения . Причем, в других медиасредствах это сделать гораздо сложнее. В Интернете же для этого есть и «скрытые» резервы, такие, как, например, реклама в социальных сетях.

Зарегистрировавшиеся в таких сетях пользователи волей-неволей должны оставлять о себе информацию о роде своей занятости, о своих предпочтениях в различных областях профессиональной деятельности, культуры и искусства и пр. Используя это и имея на руках данные о потенциальном клиенте от него самого, можно «бить наверняка».

По словам специалистов, единственный потенциальный конкурент конкретно направленной — таргетинговой — рекламы в интернете — это мобильная реклама. Но она пока находится в России в зачаточном состоянии.
По мнению аналитиков, большинство из тех, кто сокращает свои расходы на телевизионную, наружную или печатную рекламу, склоняется к продвижению своих товаров именно в сети. А значит, доля интернета в качестве одного из основных рекламных носителей будет расти.

Россия — четвертая в Европе по использованию Интернета

В апреле 2009 года 31,3 миллиона россиян старше 15 лет пользовались интернетом. Среди европейских стран по числу интернетчиков Россию опередили только Германия (40 млн. человек), Великобритания (36,8млн.чел) и Франция(36,3 млн.чел).

Но количеству времени, проведенному россиянами в Сети, наша страна — среди аутсайдеров. В среднем россияне проводят в интернете 15 часов в месяц. Жители Германии, Великобритании и Франции тратят на интернет 22, 29 и 28 часов в месяц соответственно.

По данным министерства связи и массовых коммуникаций в 2008 году 47 миллионов россиян пользовались интернетом.

Н. Александров по материалам фонда «Общественное мнение», агентств СomScore, iConText, Mindshare Interactive, mediaguide.ru