Металлы и цены

Прогрессивные стандарты как резерв экономического роста

Статья опубликована в номере 6 (183)-2009

Поиск по статьям

У нас вы можете купить careprost - средство для роста длинных ресниц в домашних условиях.

За последние годы в сфере стандартизации, технического регулирования накопилось немало проблем. Сегодня их сообща пытаются решать органы государственной власти, в первую очередь — Ростехрегулирование, и объединения бизнеса, прежде всего — Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП)

О проблемах стандартизации и связанных с данной темой вопросах журналу рассказывают Сергей Васильевич Пугачев, заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) и Андрей Николаевич Лоцманов, заместитель руководителя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия. Представляем обзор этой встречи.

Новое — забытое старое

В советские времена система стандартизации была хорошо развита и направлена как на поддержку продукции, ориентированной на экспорт, так и на работу внутри страны. Предъявлся высокий уровень требований, хотя это касалось и не всех видов продукции.

Требуется отметить, что попытки сохранить старую систему, модифицировав ее с учетом требований рыночной экономики, предпринимались и в 90-х годах. В частности, был принят закон «О стандартизации».

Большой, самой главной ошибкой, допущенной в постсоветский период, было принятие в 2002 году Федерального закона «О техническом регулировании» и отмена законов «О стандартизации» и «О сертификации продукции». Можно сказать, что этот закон разрушил остатки советской системы стандартизации, на несколько лет практически парализовал разработку новых стандартов, затруднил участие в международной стандартизации.

Для развития отрасли требовалась не революция, а эволюционный подход — внесение изменений в ряд действующих в то время законов. Причем, эти изменения своевременно были подготовлены и согласованы на уровне экспертов ВТО.
Закон «О стандартизации» был аннулирован с момента вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании». В результате ни о каком движении вперед говорить не приходилось. От стандартов, не соблюдение которых каралось по закону, страна по «принципу маятника» перешла к полностью добровольному применению стандартов независимо от областей и специфики их применения.

Отметим также, что практически одновременно с принятием закона «О техническом регулировании» Госстандарт был реорганизован в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и потерял ряд своих полномочий. Отмена закона «О стандартизации» и реорганизация Госстандарта фактически ликвидировала национальную систему контроля над рынком.

За счет стандартизации ВВП страны может увеличиваться на 1%

Зарубежный опыт показывает, что за счет стандартизации ВВП страны может увеличиваться на один процент. При этом производительность труда в экономике можно повысить на десятки процентов. Это — существенно, особенно в сегодняшних условиях. Можно привести цифры, показывающие получаемую от стандартизации выгоду. Например, переход на единые стандарты позволил корпорации Shell снизить расходы на приобретение комплектующих, оборудования и инструмента на 30%, складские расходы — на 50%, на 13% сократились сроки капитального строительства, на 5% снизилась его стоимость.

Совершенствование национальной системы стандартизации

В развитых странах работа по стандартизации лежит на плечах бизнеса. Государство выполняет лишь координирующую функцию и в ряде случаев финансирует отдельные целевые программы.
Россия сегодня находится в «переходном периоде». Государство часть функций уже перестает исполнять, а бизнес взять их на себя полностью еще не готов.

В этот период решением проблемы стало создание межотраслевых советов по стандартизации, которые организуются совместно Комитетом РСПП и Ростехрегулированием. Сегодня создано шесть таких советов: в нефтегазовом комплексе, строительстве, металлургии, в сфере информационных технологий, в химической промышленности, в агропромышленном комплексе.

Технические комитеты Ростехрегулирования выполняют свою задачу по разработке стандартов. Стратегию стандартизации, финансирование разработки стандартов за счет государства и за счет промышленности организуют межотраслевые советы. В итоге получается очень удачный сплав усилий государства и бизнеса.

Отметим, что сегодня РСПП, другие объединения бизнеса активно выступают за усиление Ростехрегулирования, за возврат ему большинства функций, которые выполнял в свое время Госстандарт. При этом, с другой стороны, специалисты отмечают возросшую роль общественности — всю работу агентство должно вести в тесном сотрудничестве с РСПП и другими общественными организациями.

Кстати, в настоящее время Ростехрегулирование проводит широкое общественное обсуждение проекта закона «О стандартизации». Этот закон должен создать полноценное правовое обеспечение стандартизации в стране, усилить роль государственных и общественных организаций в этой сфере, стимулировать применение стандартов при реализации государственной социально-экономической политики, установить статус и правила применения стандартов. Создание проекта закона «О стандартизации» направлено на реализацию 71 статьи Конституции РФ, а также одобренной Правительством «Концепции развития системы стандартизации».

Отличие закона «О стандартизации» от закона «О техническом регулировании» заключается в организации широкого общественного обсуждения: новый закон вывешен на сайтах Ростехрегулирования и Комитета РСПП, разослан в 1200 адресов. В проведенных публичных слушаниях этого закона могли принять участие все желающие, он широко освещается прессой. Специалисты уверены — чем шире обсуждается законопроект, тем выше будет его качество.

Анекдот на тему
«Почему любая реформа в СССР обречена на неудачу? Потому что над ее воплощением думают единицы, а над тем, как ее игнорировать, миллионы»

Первые замечания

Основное замечание промышленности к первой редакции закона «О стандартизации» — отсутствие в проекте технических условий. Но разработчики специально не включили этот вопрос в первую редакцию, ждали именно такой реакции представителей промышленности, хотели получить дополнительные обоснования необходимости этих документов. И сейчас эти документы включаются в текст законопроекта. Но при этом происходит четкое выстраивание иерархии документов по стандартизации — нельзя с помощью технических условий уходить от требований вышестоящих документов.

Что касается отраслевых стандартов, то их тоже сейчас восстанавливают по многочисленным просьбам представителей промышленности. Это также предусмотрено «Концепцией развития национальной системы стандартизации», но — на время переходного периода.

Ключевой момент

Ключевой момент — понятие обязательности или добровольности стандартов. Ростехрегулирование подтверждает, что стандарты не будут априори носить обязательный или добровольный характер. Но затем, в процессе их применения, может возникнуть необходимость придания им определенного правового статуса. Этот статус может быть закреплен в нормативно-правовых актах и других законодательных документах в виде прямых или косвенных ссылок на стандарты, в приказах отдельных организаций, в договорах (соглашениях).

Еще один вопрос — стандарты саморегулируемых организаций. Есть положение Конституции о том, что стандарты относятся к вопросам федерального ведения. Они не могут быть переданы на уровень даже субъектов РФ. Стандарты — это элемент, который обеспечивает экономическую интеграцию целой страны, беспрепятственное движение продукции по ее территории. Поэтому понятие «стандарты саморегулируемых организаций» исключается из законопроекта. Останется общее понятие «стандарты организации». И под него будут подпадать и стандарты саморегулируемых организаций.

Законопроект «Об аккредитации»

РСПП в инициативном порядке разработал такой законопроект, который соответствует международным подходам. Уже состоялось первое публичное слушание, собрано огромное количество замечаний, готовится второе слушание проекта этого закона. РСПП надеется, что властные структуры — Минпромторг, Ростехрегулирование, Правительство РФ поддержат этот закон, и в России будет воссоздана единая система аккредитации.

Отметим, что в мире существует ассоциация по взаимному признанию результатов испытаний. Так вот, Россия, в отличие от многих других стран, пока не является членом этой ассоциации, и результаты испытаний российских лабораторий, за редким исключением, не признаются другими странами.

Ростехрегулирование же считает, что закон «Об аккредитации» можно рассматривать только в одном случае — если в России будет введен институт уполномочивания. Потому что сейчас, в соответствии с законом «О техническом регулировании», аккредитация — это доступ в законодательно регулируемую сферу. Получил аккредитацию — значит, ты можешь проверять выполнение обязательных требований, например, тех же регламентов. Но если аккредитацию передавать на негосударственный уровень, то государство потеряет важнейший инструмент влияния на допуск субъектов в законодательно регулируемую сферу.

Ростехрегулирование отмечает, что есть поручение Председателя Правительства — внести изменения в закон «О техническом регулировании» в части введения уполномочивания органов по сертификации. Но пока такие изменения не внесены в Правительство, идет их обсуждение.

Можно добавить, что пока в нашей стране продолжает увеличиваться количество министерств, которые будут аккредитацией заниматься. Это — тупиковый путь, отмечают специалисты. Мы уходим всё дальше от мировой практики, от того, как это решается в других странах. И, в результате, уходим от признания результатов испытаний и сертификации отечественной продукции за рубежом.

Кризис — стимул к стандартизации

Кризис является хорошим стимулом для поиска внутренних резервов, которые связаны со снижением материалоемкости, расходных коэффициентов при производстве продукции, с экономией энергоресурсов. И здесь внедрение новых стандартов, производство продукции по самым передовым международным стандартам — очень большое подспорье.

Но значительную долю затрат на производство стандартов несет сегодня бизнес, и государство должно, наконец, решить вопрос об отнесении затрат на стандартизацию на себестоимость продукции.
Ростехрегулирование, понимая, что современная система стандартизации необходима обществу, наряду с законом «О стандартизации» разработало проекты изменений в Налоговый кодекс (в части отнесения затрат на стандартизацию на себестоимость продукции) и по изменению законодательства по госзакупкам (в части стимулирования применения национальных стандартов).

В. Волков
По материалам журнала
«Управление производством»