Металлы и цены

Региональные бюджеты основательно «просели»

Статья опубликована в номере 6 (183)-2009

Поиск по статьям

По мнению специалистов, рост спроса на металлургическую продукцию на территории РФ могли бы обеспечить регионы, участвуя в финансировании строительных проектов и проведении работ в отрасли ЖКХ. Но поступающие сведения говорят о том, что субъекты федерации в настоящее вынуждены менять схемы управления региональными бюджетами и изыскивать дополнительные средства. Время покажет, насколько эффективной станет проводимая реструктуризация финансовых потоков.

Дефицит растет

Бюджеты регионов в этом году потеряют значительную долю запланированных налоговых поступлений. Властям субъектов федерации буквально на ходу приходится перестраивать систему межбюджетных отношений, но эти меры могут не принести желаемого результата
По данным Минфина, исполнение бюджетов субъектов федерации в феврале, с учетом безвозмездных перечислений прошло с дефицитом 43 млрд. рублей (против профицита в 226 млрд. рублей в феврале 2008 года). Январь завершили с дефицитом всего 3 из 82 регионов, а в феврале дефицитным стал бюджет уже 51 субъекта РФ.

При этом, если в январе налоговые и неналоговые доходы бюджетов снизились на 11% относительно этого же периода прошлого года, то за февраль этот показатель упал на 31%. Основное сокращение доходов произошло по налогу на прибыль организаций — оно составило примерно треть от запланированного объема. Напомним, что на 2009 г. и доходная часть бюджета РФ снижена с 11 до 6 триллионов рублей.
В этих условиях, безусловно, самым актуальным для региональных властей становится вопрос наполнения трещащих по швам бюджетов.

25 регионов — «самые слабые»

Минрегион опубликовал мониторинг социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. По оценке ведомства, в текущем году 25 регионов в стране столкнутся с проблемой финансирования текущих расходов. Наиболее проблемными территориями по этому показателю, например, в Сибири, являются Новосибирская область и Красноярский край. Минрегион также выделил 13 регионов РФ, которых на основании математических расчетов кризис коснулся больше всего, в частности это — Липецкая, Ярославская, Омская области.

Очевидно, что в нынешнем году наибольшие трудности по наполнению и исполнению бюджетов ждут регионы, экономика которых, по несчастью, оказалась ориентирована на экспортнозависимые отрасли. То, что раньше при росте цен на сырье считалось благом, сегодня представляется ярмом на шее региона и головной болью для его властей.

Обратимся вновь к данным уже упоминавшегося мониторинга Минрегиона. В нем к группе территорий с высоким уровнем риска неблагоприятного развития рынка труда отнесены 17, имеющих наиболее высокие риски в кризисное время (где доля занятого населения в «кризисных» отраслях составляет более 25%) . Например, экономика Кемеровской области практически полностью опирается на «упавшие» отрасли. Снизившийся спрос на мировых рынках на металлургическую продукцию, а также обвальное снижение темпов строительства привели к падению объемов металлургического производства. По цепочке это затронуло производство коксующихся углей, электроэнергии.

В целом по России на 2009 год регионы РФ запланировали рост доходов в среднем на 7% и расходов — на 14%. По оценкам федеральных министерств, доходная база территорий РФ должна снизиться в сравнении с 2008 годом как минимум на 8—10%. Покрывать образовавшийся дефицит доходов бюджета региональные власти, видимо, твердо намерены за счет трансфертов из федерального бюджета.

Фонд ЖКХ закручивает «гайки»

Фонд развития ЖКХ даже в условиях тотального дефицита бюджета не считает, что недофинансирование региональных программ происходит из-за кризиса. В начале апреля Фонд опубликовал на официальном сайте сообщение о приостановке финансирования адресных программ по капитальному ремонту многоквартирных домов и расселению аварийного жилья в 21 регионе РФ.

Основанием такого решения стало неисполнение регионами своих обязательств по софинансированию программ фонда. Среди грубых нарушителей (по данным фонда, недофинансирование региональной доли превышает 1%) — Орловская, Псковская и Волгоградская области, Красноярский и Краснодарский края, Адыгея, Северная Осетия, Дагестан, Удмуртия, Тыва, Калмыкия и Карачаево-Черкесия.

О приостановке финансирования, считают в Фонде, следует заявлять громко, чтобы губернаторы увидели проблему. Фонд говорит, что деньги не кончились, но видится отсутствие финансовой дисциплины. «Многие регионы, которые раньше финансировали 50% программ, сейчас вкладывают только 12,5%. Доля кризисных регионов была сокращена в разы, но те деньги, которые они защитили у нас, они должны вложить. Эти деньги есть», — отмечают в Фонде. Регионам дано три месяца на решение технических проблем с финансированием. Если за это время они не исполнят свои обязательства, то фонд полностью прекратит их финансирование и пересмотрит их лимит, перераспределив средства в пользу «более аккуратных» регионов.

«Проблемы есть, но они — решаемые»

Так считают региональные власти. Однако же, даже в условиях кризиса в некоторых субъектах федерации наблюдается традиционная весенняя «раскачка», когда планы по отдельным отраслям еще не приняты и, соответственно, нельзя проводить конкурсы по госзаказу. Но можно ли в условиях кризиса позволять себе «долго запрягать»?

Проблему финансирования регионы поднимали неоднократно. В частности, губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, еще в конце февраля на Красноярском экономическом форуме утверждал, что запас прочности у самых сильных регионов России составляет месяц. Этот месяц прошел — и требуется посмотреть на итоги марта-апреля. Но региональные власти по-прежнему ориентируются на Центр.

В Новосибирской области поступления за 2008 год в доходную часть бюджета составили 66,6 млрд. рублей или 98,3% от плана. На доходы повлияло снижение темпов роста по различным отраслям промышленности, связанное с началом экономического кризиса. Что касается расходной части, то она составила 68,7 млрд. рублей. Фактически бюджет региона исполнен с профицитом в 3,7 млрд. рублей.

В текущем году есть проблемы — до сих пор нет прозрачности в расходовании средств центром по федеральным целевым программам, считают в Новосибирске. В 2009—2010 годах придется постоянно возвращаться к этому вопросу. В лучшем случае федеральные поступления в бюджет региона останутся на прежнем уровне, хотя в 2008 году они выросли практически вдвое по сравнению с 2007 годом.

В правительстве Красноярского края также считают, что оснований для паники нет, если, конечно, вовремя придет помощь федерального центра. Одно из предложений краевой администрации — создание ситуации, при которой бюджет региона получал бы средства от центра на возвратной основе. Отдавать занятые таким образом деньги власти будут как только улучшится конъюнктура на внешних рынках. Пока же, по итогам февраля нынешнего года, индекс промышленного производства в Красноярском крае сократился на 11% относительно уровня того же месяца 2008 года, и на 4% относительно января 2009 года. Расходную часть красноярского краевого бюджета планируется сократить на 30%.

В Омском регионе все предприятия оборонно-промышленного комплекса на этот год обеспечены гособоронзаказом, сообщили в минэкономики области. В регионе в феврале 2009 года зафиксирован рост производства в промышленности по отношению к январю. Увеличение производства в феврале обеспечено за счет роста объемов выпуска резиновых и пластмассовых изделий (на 41%), электрооборудования (на 51,4%), транспортных средств (на 22,9%), пищевых продуктов (на 11,5%), производства кокса и нефтепродуктов (на 4,9%).

По словам губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, регион находится в сложном положении, но нестандартная ситуация в экономике требует и нестандартных подходов к управлению бюджетом. Аман Тулеев также считает, что существенно увеличить внутренний спрос на металлопрокат может помочь отрасль ЖКХ, и это вновь выход из тупика для металлургов: «Предлагаю сформировать в этом году трехлетнюю программу ремонта инженерных сетей в рамках федеральной программы "Жилище" — с долевым участием в ней регионов. Получится, что одними деньгами мы решим сразу несколько ключевых проблем». Он уточнил, что власти Кузбасса перешли на ежедневное бюджетирование: каждый день устанавливаются лимиты финансирования для каждого бюджетополучателя по первоочередным расходам. Это позволяет оперативно реагировать на изменение ситуации в области, но, несмотря на это, потери бюджета Кузбасса, по мнению Амана Тулеева, составят в текущем году не менее 32 млрд рублей (около трети от скорректированного объема доходов).

В Томской области сегодня наиболее тяжелая ситуация сложилась на предприятиях машиностроения и электротехнической промышленности. В условиях дальнейшего развития финансового кризиса, в регионе ожидается снижение объемов реализации основных видов промышленной продукции. Производство горно-шахтного оборудования сократится на 55%, металлорежущего инструмента — на 10%, кабельной продукции — на 30%, манометрической продукции — на 30%. Вторая по напряженности отрасль — это строительство. В то же время, говорить сегодня о крахе томской экономики нельзя, считают в областном правительстве: на территории области находится 17 подразделений крупных вертикально интегрированных компаний, среди которых «Роснефть», «Газпром», «СИБУР», «Трансгаз», «Транснефть», «Микроген», «Фармстандарт». Здесь действуют крупные предприятия сельского хозяйства, которые работают без существенного снижения объемов производства. Все эти компании сохранили инвестиционные программы в бюджетах на 2009 год. Тем не менее в этом году областной бюджет может потерять 2,5 млрд. рублей. Более чем на 1 млрд. снизятся налоговые отчисления «Томскнефти» — 2 млрд. 200млн. рублей против 3,5 млрд. в прошлом году.

В Иркутской области правительство обсудило вопросы повышения доходной части бюджета региона за счет лесопромышленного комплекса. Губернатор Игорь Есиповский отметил, что «в Стратегии развития региона до 2020 года будет сделана ставка на лесоперерабатывающую промышленность. Иркутская область должна стать центром лесопереработки в России».

С ЖКХ — не понятно

В некоторых регионах, попавших в список фонда поддержки ЖКХ, с критикой, прозвучавшей в их адрес, не согласны. В других — называют разные причины срыва графика финансирования.
В администрации Волгоградской области сообщение фонда ЖКХ восприняли с удивлением, предположив, что в фонде перепутали их с Вологодской областью (по данным фонда ЖКХ, из доли Волгоградской области в 30,38% профинансировано 13,9%, а сведений о состоянии дел в Вологодской области нет, в списках фонда она не приводится).

Все свои обязательства областные власти выполняют в полном объеме,- заявил вице-губернатор Тюменской области Сергей Сарычев, напомнив, что из своей 50%-ной доли Тюменская область перечислила 49,84%.
Администрация Краснодарского края пояснила, что софинансирование программы расселения аварийного жилья из краевого бюджета подтверждено поправками к краевому бюджету лишь 25 марта. План финансирования капремонтов на 2009 год еще не утвержден, он будет рассмотрен в фонде ЖКХ в апреле.

В Нижегородской области столкнулись с проблемой освоения средств фонда ЖКХ еще в 2008 году — 602,599 млн. руб. поступили в область 28 декабря, то есть не могли быть использованы до конца 2008 года, и перешли в бюджет 2009 года в форме неиспользованного остатка. В 2009 году регион претендует на 657,07 млн. руб.

Лишь в Кировской области признают, что не все муниципальные образования должным образом выполняют взятые на себя обязательства перед фондом ЖКХ.

Федералы помогут

Федеральный центр от помощи субъектам не отказывается. На заседании в Новокузнецке Владимир Путин сообщил, что регионы России дополнительно получат из федерального бюджета в качестве финансовой помощи 300 млрд. рублей. Из них дотаций для обеспечения сбалансированности бюджетов регионов в размере 150 млрд. рублей, а также дополнительных бюджетных кредитов на срок до трех лет на сумму 150 млрд. рублей.

Кроме этого, с января в бюджеты субъектов федерации зачисляется 100% акцизов на бензин и дополнительно 0,5% ставки налога на прибыль. Это даст в общей сложности еще около 100 млрд. рублей дополнительных доходов для субъектов РФ.
Хватит ли этих средств? Скорее — нет, чем да, полагают эксперты. Заместить в полном объеме доходы региональных бюджетов, выпадающие из-за кризиса, федеральный центр не сможет при всем желании. Значит, по-прежнему остро для местных властей встанет вопрос собираемости налогов и оперативного бюджетирования.

Год обещает быть трудным, и от властей он потребует гораздо большей эффективности работы. От регионов требуется большая эффективность расходования средств, повышение качества управления, а не формальная работа по расходованию бюджета. Властям придется отходить от управленческого стереотипа, когда реализация региональных проектов начинается с выбивания федеральных средств. Придется искать новые резервы и подходы к финансированию, а это в 2009 году будет сделать очень непросто, полагают эксперты.

Н. Александров, по материалам «Эксперт Сибирь», kommersant.ru