Металлы и цены

Развитие транспорта — важнейшая задача России

Статья опубликована в номере 21 (175)-2008

Поиск по статьям

22 октября в Новосибирске принята Транспортная стратегия России на период до 2030 года. Согласно этой программе наша страна за 20 лет должна построить общероссийскую транспортную систему, которая превратит российский транспорт в системообразующую отрасль российской экономики

Состояние транспортной системы России в настоящее время явно отстает от растущих потребностей экономики, сдерживает ее переход на инновационный путь развития и лишает значительные территории страны возможностей развиваться. Почти треть федеральных автомобильных дорог работает в режиме хронической перегрузки. Российская транспортная система пока так и не стала по-настоящему единым организмом, различные виды транспорта недостаточно интегрированы между собой — такохарактеризовал современное состояние отрасли российский премьер-министр.

ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы»

В конце августа с. г. правительство обнародовало информацию, что в ближайшие годы государство собирается потратить на развитие транспортной инфраструктуры более 13 триллионов рублей. Такая сумма заложена в Федеральной целевой программе (ФЦП) «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы». На эти деньги должно быть построено или реконструировано почти 20 тысяч километров автодорог, более 100 взлетно-посадочных полос, проложено свыше 3 тысяч километров новых железнодорожных линий, а объем перевалки грузов в морских портах должен увеличиться в 1,5 раза.

Автодороги к 2015 году

Программой предусмотрено, что федеральных автодорог высших категорий станет больше на 4,7 тысячи километров. Отметим, что в настоящее время, по данным экспертов, основная часть федеральных трасс однополосные, и только 8% имеют многополосную проезжую часть. Предполагается, что к 2015 году интенсивность движения на федеральных дорогах вырастет на 40-50% . И поэтому все «узкие» места необходимо расшивать, что и предусмотрено ФЦП.
Планируется построить и реконструировать почти 8 тысяч километров федеральных автотрасс, в том числе — построить 1,9 тысячи километров платных автомагистралей и скоростных дорог в составе международных транспортных коридоров.
ФЦП предусматривает, что доля протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям, возрастет до 48,6%. Протяженность сети автотрасс высших категорий составит 54%. Сегодня доля магистралей федерального значения, работающих в режиме перегрузки, достигла 29%, а в пределах Московского транспортного узла — более 60%. По оценкам экспертов, потери из-за низкой пропускной способности сети автодорог составляют 3% ВВП страны. Это в 6 раз выше, чем в странах Европейского союза. При прогнозируемых темпах социально-экономического развития спрос на грузовые перевозки автомобильным транспортом к 2015 году увеличится до 10,5 миллиарда тонн, а объем перевозок пассажиров автобусами и легковыми автомобилями — до 35,8 миллиарда человек. Интенсивность движения на автомобильных дорогах федерального значения повысится к 2015 году на 40-50% по сравнению с 2006 годом.

Судовые перевозки и порты к 2015г.

Осуществление ФЦП позволит нарастить производственные мощности отечественных портов на 454 миллиона тонн, а общий тоннаж морского транспортного флота, контролируемого Россией, возрастет на 30%. При этом планируется строительство новых портов в Калининградской и Сахалинской областях, развитие южных портов Кавказ, Темрюк, Таганрог и Сочи. Будут реконструированы портовые объекты в Архангельске, Ванино, Санкт-Петербурге, Выборге, Петропавловске-Камчатском, Анадыре и порту Оля. Тоннаж флота под российским флагом увеличится в 2,2 раза.
Будут построены пассажирские морские терминалы в Санкт-Петербурге и Сочи.
ФЦП также предусматривает строительство малотоннажного флота для восточных бассейнов и пассажирских судов нового проекта «Золотое кольцо».

«Гражданская авиация» к 2015 году

В результате реализации подпрограммы «Гражданская авиация» к 2015 году возрастет авиационная подвижность населения, развитие объектов инфраструктуры воздушного транспорта обеспечит формирование опорной сети аэропортов, будут построены и реконструированы 103 взлетно-посадочных полосы, в том числе 10 — в крупных международных узловых аэропортах. Количество пассажиров, перевезенных в год на местных авиалиниях, возрастет в 1,5 раза, трансферных пассажиров — в 20,8 раза. При этом в 2010- 2012 годах начнет формироваться национальная опорная сеть аэропортов, будут развиваться крупные международные и внутрироссийские узловые аэропорты.
Развитие воздушных перевозок будет связано с созданием сети узловых распределительных центров (аэропортов-хабов), формируемых на базе Московского (Шереметьево, Внуково, Домодедово) и Санкт-Петербургского (Пулково) авиационных узлов, а также аэропортов Калининграда, Новосибирска, Самары, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Красноярска и Хабаровска

Железнодорожный транспорт к 2015 году

На железнодорожном транспорте будут введены в эксплуатацию 3,1 тысячи километров новых линий, 3,2 тысячи километров дополнительных главных путей, электрифицировано 2,7 тысячи километров линий. Скорость доставки грузов в 2015 году достигнет 305 километров в сутки, в том числе контейнеров в транзитном сообщении — 950 километров в сутки.

Транспортная стратегия России на период до 2030 года

Министерство транспорта разработало Транспортную стратегию, согласно которой в развитие дорог, портов и авиации до 2030 года будет вложено более 172 триллионов рублей.
Согласно Стратегии, до 2030 года протяженность автодорог в России должна удвоиться и превысить 1 млн. 350 тыс. км. В стране должно быть 500 аэродромов гражданской авиации вместо 315. Пропускная способность морских портов должна возрасти в 2,4 раза, в эксплуатацию необходимо ввести более 20 тыс. км новых железнодорожных линий, а 12 тыс. км железных дорог должны стать скоростными.
К 2020 году число аэропортов должно быть увеличено до 357, а еще через 10 лет — до 500. При этом они будут располагаться так, чтобы 90% населения жило на расстоянии максимум 100 километров от аэропортов и люди могли легко добраться до них. По прогнозам Минтранса, в 2020 году число перевезенных пассажиров будет 126 миллионов в год, а в 2030-м — 240 миллионов в год. Отметим, что по данным экспертов в 2007 году услугами авиации воспользовалось только 3 миллиона человек — 2% населения.

По прогнозам транспортников к 2030 году подвижность населения нашей страны за счет использования всех видов транспорта вырастет до 13,5 тысяч километров на человека, или в 2,2 раза. По этому показателю будет превзойден уровень развитых стран (10 тысяч километров на человека). Планируется, что к 2030 году большинство населенных пунктов России будут связаны с общей системой автомобильных дорог. Проект Транспортной Стратегии предусматривает сокращение к 2030 году доли граждан, проживающих в населенных пунктах, не обеспеченных выходом на сеть автомобильных дорог общего пользования, с 10% до 2% населения.
Согласно Стратегии, планируется резко повысить коммерческую скорость доставки грузов и довести ее до 1400 километров в сутки. При этом ритмичность доставки товаров приведет к уменьшению складских запасов до норматива 3-6 дней, что приведет к снижению транспортных издержек в конечной цене российской продукции с нынешних 20% до 13%. Экспорт транспортных услуг к 2030 году вырастет почти в 7 раз, а объем перевозок только транзитных грузов увеличится с 28 миллионов тонн до 100 миллионов тонн.

Россия и международные транспортные коридоры (МТК)

Реализация Транспортной Стратегии должна позволить России стать полноправным участником международной транспортной системы, включиться в цепочку транзита груза. Отметим, что по данным «Известия», в настоящее время Китай формирует транзит в Европу в объеме более 2 млн. контейнеров, Корея и Япония формируют еще 2,5 млн. контейнеров. А доля российского транзита, для примера, в 2004 году составляла 140 тыс. ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент). Эксперты отмечают, что мы подошли к критической черте, после которой Россия фактически теряет свое право называться страной, которая является транспортным мостом между Азией и Европой.
Но наша страна обладает выгодным географическим положением, позволяющим ей перевозить значительный поток грузов по маршрутам «Европа-Азия» и «Европа — Дальний Восток». Система МТК на территории России включает в себя два евроазиатских коридора («Север — Юг» и «Транссиб»), Северный морской путь, Панъевропейские транспортные коридоры №№ 1 и 9, а также коридоры, связывающие северо-восточные провинции Китая через российские морские порты Приморского края с портами стран Азиатско-Тихоокеанского региона. На территории Российской Федерации в европейскую сеть автомобильных дорог международного значения включено 12 автодорожных маршрутов и завершаются работы по включению 7 опорных магистралей в азиатской части России в сеть азиатских шоссейных дорог международного значения. Среди указанных автодорожных маршрутов важнейшие федеральные магистральные дороги: «Беларусь», «Россия», «Волга», «Урал», «Каспий», «Дон», «Байкал», «Енисей», «Амур» и др.

Панъевропейский транспортный коридор

Напомним, что Панъевропейский транспортный коридор — это система автомобильных дорог в Центральной и Восточной Европе. Первоначально эта система была определена на II панъевропейской конференции по транспорту на Крите в 1994 году, дополнения внесены на III конференции в Хельсинки в 1997 году. Приведем маршруты Панъевропейских транспортных коридоров:
I (Север-Юг): Хельсинки — Таллин — Рига — Каунас и Клайпеда — Варшава и Гданьск
Ветвь A (Via/Rail Hanseatica): Рига — Калининград — Гданьск.
По Балтийскому морю (E67): Хельсинки — Варшава.
II (Восток-Запад): Берлин — Познань — Варшава — Брест — Минск — Смоленск — Москва — Нижний Новгород.
III: Брюссель — Аахен — Кёльн — Дрезден — Вроцлав — Катовице — Краков — Львов — Киев.
IV: Дрезден/Нюренберг — Прага — Вена — Братислава — Дьёр — Будапешт — Арад — Бухарест — Констанца / Крайова — София — Фессалоники / Пловдив — Стамбул.
V (Восток-Запад): Венеция — Триест/Копер — Любляна — Марибор — Будапешт — Ужгород — Львов — Киев (протяжённость 1600 км).
Ветвь A: Братислава — Жилина — Кошице — Ужгород.
Ветвь B: Риека — Загреб — Будапешт.
Ветвь C: Плоче — Сараево — Осиек — Будапешт.
VI (Север-Юг): Гданьск — Катовице — Жилина, западная ветвь Катовице — Брно.
VII (Дунай): (Северо-запад-Юго-восток) — протяжённость 2300 км.
VIII: Дуррес — Тирана — Скопье — Битола — София — Димитровград — Бургас — Варна (протяжённость 1300 км).
IX: Хельсинки — Выборг — Санкт-Петербург — Псков — Москва — Калининград — Киев — Любашевка/Роздильна (Украина) — Кишинёв — Бухарест — Димитровград — Александрополис. Ветвь от Любашевки/Роздильны до Одессы. (протяжённость 3400 км).
Ветвь A: Хельсинки — Санкт-Петербург — Москва.
Ветвь B: Калининград — Киев.
Ветвь D: Калининград — Вильнюс — Минск.
X: Зальцбург — Любляна — Загреб — Белград — Ниш — Скопье — Велес — Фессалоники.
Ветвь A: Грац — Марибор — Загреб.
Ветвь B: Будапешт — Новы Сад — Белград.
Ветвь C: Ниш — София — Димитровград — Стамбул через коридор IV.
Ветвь D: Велес — Прилеп — Битола — Флорина — Игуменица.
Россия включена в состав 2-го и 9-го Панъевропейских транспортных коридоров. Правительство РФ, понимая важность интеграции российской транспортной системы в общеевропейскую и стремясь максимально привлечь владельцев транзитных грузов на свои транспортные магистрали, выступило с предложениями по развитию МТК № 2 и 9.

В российской части коридора № 2 находятся аэропорты Московского транспортного узла, Нижнего Новгорода, а также имеющиеся и сооружаемые терминальные комплексы в Смоленске, Вязьме, Москве и Московской области, Владимире и Нижнем Новгороде.

Продление МТК № 2 до Екатеринбурга с последующим выходом коридора на Транссибирскую магистраль, как предложила наша страна, создаст сухопутный маршрут обеспечения связей между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона, конкурентный морскому транспорту.

Транспортный коридор № 9 призван обеспечить движение транзитных грузов по автомобильным, железнодорожным и водным магистралям России между странами Севера и Юга Европы и странами Ближнего Востока. Практически коридор обеспечивает движение грузов между портами Балтийского, Черного и Каспийского морей. Предложение Министерства транспорта России продлить коридор № 9 в направлении Новороссийска и Астрахани нашло поддержку в европейских странах и будет способствовать увеличению грузопотока по коридору № 9 в страны Юго-Восточной Азии.

Особенность коридора № 9 состоит том, что помимо коридора № 2 он стыкуется с международными транспортными коридорами № 3 и 5 на Украине в районе Киева, а также с коридорами № 4 и 7 в Румынии, что обеспечивает транспортировку грузов через Россию между Азией и странами Центральной и Южной Европы

«Шелковый путь» в роли конкурента

Европа и Азия все более осознают свое континентальное единство. Если и ранее расстояния между странами в этих частях света, разделенными великими степями, пустынями и горами, удавалось преодолеть при помощи Великого шелкового пути и маршрута «из варяг в греки», то теперь вопрос о создании надежной транспортной системы встал с особенной остротой. Одним из решающих преимуществ сухопутного пути является скорость доставки грузов.
Одним из основных проектов строительства транспортной магистрали является транспортный коридор Европа — Кавказ — Азия (ТРАСЕКА). Соглашение о его создании было подписано в 1993 году Европейским союзом и восемью странами Азии. По существу, он представляет собой возрождение одного из древних маршрутов Великого шелкового пути. Маршрут проходит через Черное море, грузинский порт Поти, Каспийское море, казахстанский порт Актау и далее через республики Центральной Азии и Китай до Юго-Восточной Азии. В финансировании проекта участвует Европейский банк реконструкции и развития, а также ряд финансовых корпораций. В настоящее время к программе ТРАСЕКА присоединилось уже около 20 стран.

Россия традиционно не разделяет радости других государств по поводу возрождения Великого шелкового пути. Дело в том, что этот самый путь проходит мимо ее территории.
Как альтернативу ТРАСЕКА в России могла бы выступить Транссибирская железнодорожная магистраль, напрямую связывающая Тихий океан с Западной Европой. В перспективе Транссиб может получить продление по Корейскому полуострову. Однако возможности этой магистрали ограничены, она нуждается в значительной модернизации, а главное — ей не охватить своими транспортными услугами юг Азии, Ближний и Средний Восток — весьма важные и перспективные регионы.
Поэтому в нашей стране было принято решение о возрождении торгового маршрута «из варяг в греки». Россия взяла себе в партнеры еще одну страну, которую ТРАСЕКА обошла стороной, — Иран, и совместно с ним и с Индией организовала маршрут «Север-Юг». О намерении присоединиться к Соглашению заявили Азербайджан, Армения, Бахрейн, Белоруссия, Болгария и Казахстан. Международный транспортный коридор (МТК) с этим названием юридически существует с 16 мая 2002 года и проходит через Россию, Каспийское море, Иран и Аравийское море, связывая Европу и центральные регионы России с государствами Персидского залива и Индией. Проект МТК подразумевает использование железнодорожного и морского транспорта и рассчитан на перевалку 15-20 миллионов тонн грузов в год, которые в настоящее время транспортируются через Суэцкий канал. Согласно расчетам, МТК сократит время транспортировки на 10-15 суток.

Отметим, что оба трансконтинентальных маршрута конкурируют друг с другом лишь отчасти, поскольку связывают с Европой разные регионы (ТРАСЕКА — Центральную и Восточную Азию, МТК «Север-Юг» — Средний Восток и Южную Азию). Однако в Каспийском регионе маршруты пересекаются и составляют друг другу конкуренцию.

Поэтому прорабатываютсят вопросы дополнения морского сообщения между Ираном и Россией наземными магистралями вдоль западного и восточного побережья Каспия.

Н. Александров
По материалам «Известия», «Российская газета», morprom. ru, «Википедия», old. transportrussia. ru, caspiy. net, utro. ru