Металлы и цены

Оборудование для склада

Статья опубликована в номере 20 (174)-2008

Поиск по статьям

Рынок складского оборудования в последнее время переживал бурный рост, в стране наблюдается активное строительство логистических комплексов и складских центров, спрос и на оборудование и на технику постоянно увеличивался.

Нагрузка на ярус

Существующие в России склады условно можно разделить на несколько групп.
Одну из них составляют терминалы крупных российских и иностранных логистических операторов. Это — наиболее развитый сегмент рынка, здесь в основном используются складские помещения класса А. Дефицит таких помещений в России вызывает интерес к отечественному рынку интерес не только российских инвесторов, но и крупных международных девелоперов.
Ко второй группе относятся менее крупные терминалы, также занимающиеся ответственным хранением и предоставляющие логистические услуги.
Наиболее крупный в настоящее время сектор рынка — склады торговых и производственных компаний. В этом секторе действует масса компаний — и потребителей и производителей стеллажного оборудования.
Складские площади промышленных предприятий условно можно разделить на несколько видов (по назначению). Это — склады материально-технического обеспечения, производственно-техноло-гические склады и склады готовой продукции. Для каждого вида склада каждой группы важно правильно выбрать систему хранения, которой являются стеллажи.
В зависимости от массы, габаритов, ассортимента размещаемой на складах продукции, условий и сроков их хранения, конструкции и параметры стеллажей могут быть различными. Одним из главных критериев при выборе стеллажа для хранения является максимально допустимая нагрузка.

Все типы стеллажных систем по уровню нагрузки на один несущий ярус, можно разделить на три класса:
«light shelving» — стеллажи с невысокой нагрузкой, до 50-75 кг на несущий ярус;
«medium shelving» — стеллажи с средней нагрузкой на ярус до 500-700 кг;
«heavy-duty shelving» — стеллажи с нагрузкой до 4500кг на ярус.

Девелопперы и строители задают темп

В последнее время строительство складских помещений развивалось хорошими темпами. Вводились новые логистические комплексы, модернизировались старые. При этом специалисты отмечают, на настоящее время уже около 60% «старого» складского фонда реконструировано. Около 20% складов старой формации превращаются в склады класса С, 40% — в склады более низких классов.
Одна из тенденций рынка — постепенное территориальное смещение строительства складских комплексов из центральных районов в регионы. Данная ситуация вызвана планами крупных игроков рынка, такими, как MLP, «Евразия», Raven Mount PLS и др. по строительству логистических центров в крупных городах России. По оценкам, в 2007 г. в российских регионах введено более 10 современных складских комплексов классов А и В. В 2008г. только по Москве и Московской области будет введено более 1,4 млн. кв. м. складских площадей. В перспективе сетевые девелопперы предполагают массовый ввод в регионах качественных складских площадей. Конечно, рынок складских помещений во многом зависит от развития торговли и рынка земли. По прогнозам, востребованность рынка в складских помещениях сохранится еще долго, поэтому будет развиваться и рынок стеллажей.
Подтверждением этому предположению являются и данные статистики. Так, в России в настоящее время обеспеченность складскими помещениями на 1000 жителей составляет около 300 м2. В Европе на 1000 человек приходится 420 м2 складов. Эксперты рынка логистических услуг прогнозируют, что в дальнейшем обеспеченность населения складскими стеллажами достигнет европейского уровня.
Так, согласно оценкам, в 2007 г. в России общая площадь складских помещений составляла 38,6 млн. кв. м.

В 2008 г. (оценка) этот показатель достигнет 42,3 млн. кв. м., а в 2010 г., при темпах ввода складских площадей более 4 млн. кв. м/г., площадь складских помещений достигнет 46,6 млн. кв. м.

Наиболее развит логистический рынок в Москве и Московской области, здесь наблюдается самый высокий уровень активности девелопперских и логистических компаний, прос на качественные складские помещения очень высок и превышает предложение примерно в 2 раза. В крупных региональных центрах — Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске и др. — рынок складской недвижимости отстает на 3-5 лет от Московского региона, и имеет существенный потенциал. В других регионах России, как отмечают специалисты, рынок складской недвижимости развит слабо, но к его освоению девелопперы пока не готовы.

Производители стеллажей

На рынке стеллажного оборудования в настоящее время представлено множество компаний, которые можно условно разделить на 3 типа:
— Компании, имеющие собственное производство рам и балок для стеллажей. Это — самая малочисленная группа производителей, поскольку высокая стоимость производственного оборудования предполагает вложение серьезных инвестиций. По оценкам специалистов, в настоящее время таких компаний на российском рынке — около 8, среди которых — «ДиКом», «Nedcon», ГК «Максстор», «Склад-Интерьер» и др. Возможно, в ближайшие 5 лет количество компаий данной группы увеличится до 12-15.
— Компании, имеющие собственное производство балок, закупающие рамы у производителей (среди них — такие компании, как «Шелвер», «ТМТ-Групп», ЛТС «Медведь» и др.
— Компании, закупающие рамы и балки у производителей из первых двух групп.
Специалисты отмечают. что основные крупные производители стеллажного оборудования сконцентрированы в Московской области и Санкт-Петербурге.
Перечисляя компании-производи-тели стеллажного оборудования, кроме названных, нельзя не отметить и другие, наиболее крупные предприятия: российские компании «Полиметалл», «Контур С», «Милоран» и т. д. Все они работают в разных «форматах», каждая специализируется на определенном виде оборудования и услуг. Признанными лидерами среди иностранных компаний, поставляющих на российский рынок стеллажное оборудование, являются SSI Schafer, «Констрактор Групп», «Дексион», Polipal.

При выборе производителя стеллажного оборудования специалисты рекомендуют учитывать несколько факторов. В частности, стеллажи западных компаний отличаются более высоким качеством, но у них и более высокая цена. Кроме того, сроки производства и доставки стеллажей из-за границы в несколько раз могут превышать российские.
Отечественные производители привлекают клиентов ценой, но качество их продукции зачастую значительно уступает иностранной. При этом следует отметить, что на складах класса А+, в связи с использованием высотных конструкций, особенно важным становится вопрос безопасности. К проектированию, изготовлению и монтажу конструкций в этом сегменте предъявляются особо жесткие требования. Поэтому вопрос цены при выборе производителя в этом сегменте должен уходить на второй план.

Кроме того, как отмечают специалисты, при выборе производителя следует обратить внимание на качество и сроки монтажа.
Для производства стеллажей используется как отечественное, так и импортное оборудование, при этом специалисты отмечают, что прокатное оборудование, которое выпускают в России, позволяет получать стеллажные конструкции достаточно высокого качества. Но некоторые конструкции стеллажей в России практически не производят, например гравитационные.

Рынок стеллажей: оценки и перспективы

Основным фактором, определяющим объем и структуру спроса на складские стеллажи, являются объем и динамика строительства складских помещений. Специалисты отмечают, что за последнее время, в связи с большим количеством вводимых в строй складских и логистических комплексов, конкуренция среди отечественных и зарубежных производителей стеллажного оборудования выросла, каждый год в России появляются новые крупные производители стеллажей.

По оценкам экспертов, объем рынка складских стеллажей за 2007 г год составил около 10 млрд. рублей, причем рынок в течение последних трех лет рос в среднем на 20%.
Развитие отрасли будет продолжаться — считают специалисты. В частности, согласно озвученным в августе с. г. планам Правительства РФ, на развитие логистики в 2009-2011гг. из федерального бюджета планируется выделить свыше 1,5 трлн. руб. — в том числе на строительство трасс, ремонт инфраструктуры водных путей и аэропортовых дорог. В то же время, в связи с общей неблагоприятной экономической ситуацией, девелопперы сегодня очень осторожно высказывают собственные оценки в развитии логистических комплексов, некоторые проекты, возможно, окажутся заморожены и приостановлены.

Н. Александров
Использованы материалы журналов «Складской комплекс»,
«Логистика и управление цепями поставок», «Склад и техника», данных Росстата, аналитики IndexBox, сайтов www.stroyka.ru,
www.logadvisory.ru,
www.ec-logistics.ru, www.forks.ru,