Металлы и цены

3АО «БМК»: листовой прокат будет востребован

Статья опубликована в номере 20 (174)-2008

Поиск по статьям

Информационные обозреватели «МиЦ» задали несколько вопросов Кузьме Шаповалову — руководителю отдела нержавеющего проката ЗАО «Балтийская Металлургическая Компания».

Насколько изменились цены по сравнению с началом года? С августом?

— Оцинкованный лист является в какой-то мере конкурентом нержавеющему листу, поэтому, занимаясь по роду своей деятельности нержавеющим покатом, я уделяю достаточно внимания рынку «оцинковки». Цены на оцинкованный прокат в текущем сезоне повысились приблизительно на 20%, затем. К настоящему времени, опустились на 5-7%. И сегодня разница в стоимости нержавеющего листа и оцинкованного листа стала не столь значительной, как была ранее. В пик сезона-2008 стоимость оцинковки достигала 50 тыс. рублей за тонну, а стоимость аустенитных марок нержавеющего листа была около 66 тыс. рублей за тонну. Поэтому на рынке возросла доля продаж нержавейки. Могу сказать, что в «БМК» доля продаж листового оцинкованного проката занимает 5-7% в месяц, и мы увидели тенденцию смещения спроса к нержавеющему листу.
Конечно, с точки зрения потребительских свойств, например таких, как долговечность, нержавеющий лист представляется гораздо более интересным, чем оцинкованный. Но для строительного сектора, например, при устройстве кровли, 30% и более разница в цене на сегодняшний день продолжает являться весомым аргументом в пользу оцинкованного проката.

Каковы тенденции в изменении спроса и цен до конца года?

— Сегодня некоторые производители, в целях снижения себестоимости продукции, стали предлагать рынку оцинковку с меньшим содержанием цинка. В альтернативу «дорогостоящим» предложениям НЛМК по оцинованному листу — 160, появился лист с долей цинка 100 г/кв. м, и даже — 80 г/кв. м. Например, подобная продукция летом предлагалась предприятиями из КНР по цене 30-33 тыс. рублей за тонну. Цена, конечно, привлекательная, но совершенно не понятно, каково качество этой продукции и сколько времени она прослужит?

Повторюсь, можно говорить о том, что все летние явления в сторону удорожания на рынке качнули чашу весов выбора потребителя в сторону нержавеющего листа.
Кроме того, увеличение продаж нержавеющего листа имеет и объективные причины: Россия, интегрируясь в мировую экономику, имеет существенный потенциал по потреблению нержавейки. Так, согласно статистическим данным, приводимым Европейской комиссией (удалить), потребление нержавеющего листа в России составляет 2кг на человека в год, в то время, как в развитых европейских странах этот показатель составляет от 14 до 24 кг на человека в год. Значит — спрос будет, причем, вполне вероятно, опережающими темпами по отношению к спросу на оцинкованный лист. И около 30% компаний в перспективе перейдут от использования оцинкованного листа к нержавейке.

И все-таки, нержавейка, или — оцинковка?

— Я полагаю, что в строительном секторе оцинкованный лист еще долгое время будет сохранять свои позиции лидера. Но, в автомобильной промышленности ситуация иная, здесь производители автокомпонентов все чаще смотрят в сторону использования более стойких к коррозии алюмоцинковых покрытий и нержавеющего листа. Кроме того, использование цинка не вписывается в формат современного экологического подхода. К примеру, проблема использования вторичного сырья в нержавеющем секторе решается гораздо проще и выгоднее — и компании, которые думают о будущем, все охотнее используют нержавеющий прокат. Можно предполагать, что скоро все автомобильные глушители будут делаться из нержавейки.
Есть и другое подтверждение современным тенденциям повышенного внимания к нержавейке: в мае 2007 г. стоимость никеля доходила до 52 тыс. рублей за тонну, а в настоящее время никель приблизился к отметкам в
11 тыс. рублей за тонну. Соответственно, существенно снизилась и стоимость нержавеющего проката, что отражается и на конъюнктуре рынка. Снижению цен на нержавейку способствует и большая конкуренция в этом секторе.
«Поджимает» оцинкованный прокат и перспектива широкого использования алюмоцинковых покрытий. Например, наша компания недавно провела переговоры с представителями Hundai corp, предлагающими на российский рынок подобный листовой прокат. При 10% разнице в цене по сравнению с оцинковкой такой материал обладает несколько иными свойствами — и марка «120» алюмоцинкового покрытия может составить серьезную конкуренцию оцинкованному листу.

Когда, на Ваш взгляд, следует ожидать очередного передела рынка?

— Помимо шести основных российских производителей оцинкованного проката на отечественный рынок пришли компании из Китая, Кореи, др. стран, предлагающие продукцию по интересным ценам. Кроме того, в настоящее время на рынке присутствует и ценовая конкуренция с аустинитной группой нержавеющего проката. Исходя из этого ситуация на рынке жесткая, и борьба приводит к тому, что отечественные заводы (а это и есть признак высокой конкуренции) становятся лицом к потребителю, работают в форме диалога с клиентами, прислушиваясь к их замечаниям и предложениям.
Полагаю, что высокая конкуренция будет заставлять все компании снижать цены, а когда этот процесс станет бессмысленным, предприятия станут предлагать новые виды покрытий.

Можете ли Вы оценить рост рынка?

— По листовому прокату рынок в этом году показывал стабильный рост потребления. Отмечу, что в России в настоящее время потребляется 135 кг металлической продукции на человека, в т. ч. на долю оцинкованного проката приходится около 13 кг (9-10% рынка) и пока всего 2 кг — нержавеющего.
Мы видим, что сегодня темпы роста потребления оцинкованного проката несколько меньше, чем темпы роста в других сегментах металлопотребления. Так, рост рынка оцинковки составил около 10%, в то время, как весь рынок металлопроката вырос на 15%. А потребление нержавеющего листа показывает и вовсе «резвую» скорость — на уровне 30% за год! Возможно, это объясняется тем, что оцинковка находится в жесткой конкуренции — материалу есть замена.

Какие прогнозы Вы можете дать по рынку листового проката?

— До конца года оцинковка продолжит свое падение. Скажется и не самая благоприятная ситуация в мировой экономике. Например, в Корее ситуация еще хуже, чем на российском рынке, и компании стремятся сбывать свою продукцию, ищут новые каналы, в частности — идут в Россию. В настоящее время доля импорта повысилась незначительно, но иностранные игроки еще придут на отечественный рынок. И это давление чувствуется уже сегодня. Экономическая ситуация привела к падению спроса, склады производителей оказались затарены, — и трейдеры уже предлагают российским предприятиям самые выгодные условия поставок, особенно если им сделать 100% предоплату. На таких условиях металл сегодня можно купить очень дешево (правда — по сегодняшним меркам).

Изменились ли в течение года доли отраслей, приобретающих листовую продукцию? Насколько востребована высокотехнологичная продукция?

— Смещение спроса на рынке наблюдается: развивается автомобильная промышленность, существенно больше стало производиться бытовой техники, вырос спрос на листовой прокат с покрытием и в строительном секторе. При этом машиностроение пока стоит на месте.
С высокотехнологичной продукцией на отечественном рынке дела пока обстоят сложно. Любое новшество требует «раскрутки» и внедрение высокотехнологичных предложений требует прохождения длинной цепочки согласований. Но на растущем рынке спрос растет и без внедрения новых технологий, поэтому комбинатам не интересно вносить какие либо существенные изменения. Надо сказать, что и европейцы приезжают с уверенностью, что российский рынок «съест» все и усложнять технологию не требуется. И действительно, имеющийся прокат берут все — и малые и большие компании.
Рынок металлопроката в плане продвижения новых идей — очень инертный, инновационные разработки здесь внедряются с трудом. Локомотивом прогресса выступают страны, которые не владеют сырьевыми запасами — Япония, Корея и
т. п., которые вынуждены изобретать. А в металлургии США, Европы «ноу-хау» сегодня встречаются довольно редко. Пожалуй, более гибкими к запросам рынка являются малые компании, в них принятие решения происходит довольно быстро. А большие компании по своей структуре неповоротливы, там согласование нововведений дается очень тяжело.

Как будет развиваться рынок металлопроката в перспективе?

— Я полагаю, что через год ситуация на рынке выровняется, он продолжит рост и листовой прокат будет востребован. Судя по ведущим европейским странам (Франция, Германия, Италия, Великобритания, Австрия, Швейцария) с уровнем потребления металлопродукции 250 кг на человека в год, России есть куда стремиться. Мы и в этом году показывали хороший рост потребления, так, по оцинкованному прокату рост в 2008г., по прогнозам, составит 10%, а по нержавеющему листу — 30-35% (в 2007г. уровень потребления нежавейки составил 2 кг на человека в 2008 году составит 2,5-2,7 кг на человека).