Металлы и цены

«Мы не должны уступать брендам»

Статья опубликована в номере 19 (173)-2008

Поиск по статьям

О состоянии подшипниковой отрасли, спросе на изделия и перспективах развития мы беседуем с представителями компаний — крупнейших игроков российского рынка подшипников.

На наши вопросы отвечает коммерческий директор Торгового дома Европейской Подшипниковой Корпорации Андрей Окуньков:

Насколько изменились цены по сравнению с началом года? Каковы тенденции в изменении цен на подшипники в связи с подорожанием металла?

— Следует отметить, что в себестоимости подшипника металл сегодня занимает в среднем 50%, в то время, как еще два года назад эта цифра не превышала 35%. По разной номенклатуре с начала года цены на подшипники увеличились от 15 до 50% — в зависимости от доли металла в структуре подшипника и степени сложности его обработки.
Рост цен на подшипники пропорционален росту цен на металл, а цены на подшипниковые стали, поднявшиеся в начале года, в настоящее время не снизились.
Вообще, если говорить о подшипниковой стали российского производства, то ее цена — на уровне мировой. И есть ряд альтернативных зарубежных производителей, продукция которых по ценам сопоставима с российской, но превосходит ее по качеству. Поэтому сегодня ЕПК рассматривает варианты закупок подшипниковой стали у них. Что касается тенденций, то с прекращением роста цен на металл, прекратился и рост цен на подшипники.
В настоящее время ЕПК зафиксировала цены на свою продукцию до конца года.

Велика ли конкуренция в отрасли? Приходят ли на рынок новые игроки? Какова доля импорта?

— Не могу сказать, что конкуренция среди основных производителей велика. Но мы сталкиваемся с большим объемом контрафактной продукции, в основном китайского производства, которая маркируется известными российскими и европейскими брендами. И официальные производители вынуждены конкурировать именно с ними. Что касается оригинальной подшипниковой продукции, то на рынке ее даже не хватает.
Если говорить относительно новых игроков, то официальных новых компаний на рынке в последнее время не появляется, правда, возникает много фирм-однодневок, которые торгуют той же контрафактной продукцией.
А ведущие мировые производители присутствовали на нашем рынке и ранее. Такие крупнейшие корпорации, как INA/FAG, SKF, BRENCO развивают свои проекты в виде увеличения объемов продаж, строительства собственных производственных площадок или путем создания совместных предприятий. В частности, американская компания BRENCO создала СП с Европейской подшипниковой корпорацией.

Какие отрасли являются главными покупателями вашей продукции? Изменились ли в течение года доли отраслей, приобретающих продукцию? Как рос спрос и предложение? Насколько востребована высокотехнологичная продукция?

— Мы работаем практически со всеми отраслями промышленности. Это — железнодорожный транспорт, металлургия, авто и сельхозмашиностроение, энергетика, ВПК, авиа- и судостроение, машино- и станкостроение, газонефтедобывающая и горная промышленность. В этом году увеличилась потребность подшипников для автомобильного сектора и металлургии. По-прежнему основными потребителями остаются предприятия железнодорожного сегмента, где спрос растет постоянно. В этом году потребление конических подшипников для автомобильной отрасли резко выросло за счет того, что традиционные производители существенно сократили производство этого вида продукции. Вологодский и Минский подшипниковые заводы сделали это в связи с убыточностью данной номенклатуры. СПЗ-групп изменила собственные планы по развитию компании. И сегодня вся нагрузка по обеспечению «коничкой» конвейерных автозаводов легла на ЕПК и Луцкий подшипниковый завод (принадлежит SKF).
Высокотехнологичная продукция в настоящее время особенно востребована в станкостроении. Парк оборудования многих промышленных предприятий серьезно устарел и требует либо замены, либо реновации, либо просто ремонта. Увеличиваются заказы на такую продукцию как со стороны предприятий-производителей станков, компаний, занимающихся реновацией, так и со стороны предприятий, эксплуатирующих оборудование. Например, в 2007 году спрос на такую подшипниковую продукцию вырос на 35%, в первом полугодии этого года по отношению к аналогичному периоду прошлого — на 30%.

Можете ли дать прогноз по рынку (ценам, спросу и предложению) на остаток года, на 2009 г.?

— В сложившейся ситуации, когда непонятно, что будет с российской и мировой экономикой, делать какие-то прогнозы крайне сложно. Полагаю, что до конца года будет восполнен тот неудовлетворенный спрос, который возник за первые три квартала этого года, так как из-за сегодняшнего кризиса и предшествовавшей ему ситуацией с подорожанием металла, многие предприятия, в том числе и наши
потребители, сокращают объемы производства. Спрос будет и на продукцию железнодорожного назначения, где он также удовлетворен не полностью. А в свете программы ОАО «РЖД» по модернизации подвижного состава он будет только расти, причем и на традиционные виды продукции, и на перспективные буксовые подшипники.

Какие направления (торговые и производственные) будет развивать ваша компания в ближайшем будущем и почему?

— Важнейшая задача, стоящая сегодня перед компанией — проведение реструктуризации заводов для обеспечения выпуска высококачественной продукции, которая не должна уступать по своим характеристикам известным мировым брендам. Выход на новый уровень производства высококачественной продукции позволит увеличить экспортные поставки (сегодня доля экспорта — менее 10% от общего объема отгрузок). Первые результаты в этом направлении уже есть. В феврале этого года Европейская подшипниковая корпорация получила статус официального поставщика автомобильного концерна DaimlerChrysler. Этому предшествовала глобальная реконструкция производства и изменение всех процессов по требованиям заказчика на Волжском подшипниковом заводе. Планируется увеличение поставок и компаниям DC, BPW, и др., а также поиск новых потребителей.

Кроме того, прогнозируем увеличение потребностей в нашей продукции Волжского автозавода, так как в ближайшей перспективе ожидается рост продаж автомобилей АВТОВАЗа.
ЕПК также делает ставку на аутсорсинг не только услуг, но и поставок компонентов. Это, не имеющая аналогов в российской подшипниковой отрасли, модель бизнеса.
Цель корпорации — стать глобальной компанией с производственной базой в России, что потребует значительных инвестиций, но позволит корпорации стать в один ряд с лидерами мирового рынка и конкурировать на развитых и развивающихся рынках (Индия, Китай, Бразилия).

Н. Александров