Металлы и цены

Формирование потребности в финансировании инвестиционного строительного проекта с использованием MS Project

Статья опубликована в номере 19 (173)-2008

Поиск по статьям

Инвестиционная деятельность любой компании является составной частью ее финансово- хозяйственной деятельности в целом. Она направлена, в том числе, на поддержание в работоспособном состоянии основных средств компании (текущий ремонт, модернизация) и на создание новых производственных мощностей.

Капитальное строительство — это сложный и длительный процесс, требующий значительных средств, и ошибки, допущенные при планировании бюджета инвестиционного проекта, могут значительно повлиять на благополучие компании.

Это означает, что при планировании проектов капитального строительства должна формироваться потребность в их финансировании с предоставлением этой информации для включения в бюджет компании. Формирование бюджета компании во многих организациях в достаточной мере отлажено и автоматизировано. В то же время планирование бюджетов проектов капитального строительства имеет свои особенности, зачастую не учитываемые в существующих системах.

Как правило, стоимость проекта рассчитывается на основе потребностей задач в ресурсах и их единичных расценок. Часто временное распределение этой стоимости называют бюджетом проекта. Однако это не так, поскольку моменты времени, когда осуществляется выполнение работ, отражаемые в календарном плане проекта, и моменты времени, когда осуществляется оплата выполненных работ, не совпадают.

Кроме того, значительную часть стоимости объекта капитального строительства составляет оборудование, которое во многих случаях изготавливается на заказ. Длительный цикл изготовления и необходимость предоплаты также определяют различие моментов времени, когда осуществляется оплата поставляемого оборудования и его монтаж.

В проектах капитального строительства участвует множество организаций. При этом очень важно обеспечить совместную работу инвестора, заказчика, проектировщиков, генподрядных и подрядных организаций в процессе планирования проекта, что позволит сформировать реалистичный план, на основе которого станет возможным формирование потребности в финансировании.

Для решения этих задач в MS Project была разработана дополнительная функциональность, обеспечивающая совместное формирование и согласование плана инвестиционного проекта и формирование потребности в его финансировании.
При формировании плана проекта Инвестор разрабатывает укрупненный план освоения капитальных вложений, включающий основные этапы инвестиционного проекта и этапы работ по строительству объектов с указанием стоимости этапов и их продолжительности. Этот целевой план передается Заказчику.

Заказчик детализирует план до отдельных этапов, выполняемых генподрядчиками, распределяя стоимость между ними. План разделяется на отдельные части по принадлежности к генподрядчикам и передается им.
Каждый генподрядчик «видит» все основные этапы проекта с указанными целевыми сроками выполнения и только свои этапы с соответствующими стоимостями. Генподрядчики детализируют свои этапы, определяют сроки выполнения работ и их стоимость и передают детализированный план Заказчику в качестве своего предложения.

Заказчик включает в свой план проекта полученные от генподрядчиков предложения и предоставляет Инвестору. Видя «полную картину», они могут произвести изменения в целевом плане.
Процесс согласования плана проекта между Заказчиком и генподрядчиками носит итерационный характер. Аналогично выполняется согласование между генподрядчиком и подрядчиками.
После согласования плана каждая из организаций — участников выполняет работы, в соответствии со своей частью общего плана, указывая в денежном выражении объем выполненных работ. Фактические данные передаются от нижнего уровня (подрядчик) до Инвестора для формирования полной информации о состоянии выполнения проекта.

В решении предусмотрена возможность как централизованной работы с проектами с применением Project Server, так и в автономном режиме, например, в случаях территориальной удаленности Заказчика или отсутствия необходимой информационной инфраструктуры

Руководству компании, выступающей в роли Инвестора или Заказчика, необходим не только график выполнения работ с соответствующими ему в стоимостном выражении объемами собственно работ, используемых материалов, монтируемого оборудования, а и, что более важно, график платежей по проекту.

Наиболее точно построить план платежей по проекту можно лишь, сформировав план поставок с учетом особенностей договорных отношений между поставщиками, исполнителями работ и Заказчиком.
Для решения этой задачи в Microsoft Project автоматизированы такие процессы, как формирование плана поставок необходимых материалов и оборудования, формирование плана платежей поставщикам материалов и оборудования, а также оплаты работ, выполняемых подрядчиками.

План поставок формируется на основе плана работ проекта, в котором отражается потребность в материалах и оборудовании, с учетом указываемых параметров поставки, например, объемы и периодичность. На основе планов поставок формируются планы оплаты поставок с учетом указываемых параметров оплаты: периодичность, величина предоплаты. Также, на основе плана работ по проекту формируются планы оплаты работ исполнителей с учетом указываемого порядка оплаты.
Применение этих механизмов позволяет разработать планы проектов, учитывающие реальные возможности организаций-исполнителей, и на основе этого сформировать реалистичный план финансирования, который может быть использован при формировании бюджета компании.

Петрищев  М. В., ведущий консультант отдела систем управления проектами ООО «Консультационная фирма «М-РЦБ»
Лапшин  П. П., ведущий консультант отдела систем управления проектами ООО»Консультационная фирма «М-РЦБ»

www.mrcb.ru
(495) 921 40-16