Металлы и цены

«Мы ожидаем рост потребления алюминиевой продукции»

Статья опубликована в номере 18 (172)-2008

Поиск по статьям

На вопросы нашего журнала отвечает Олег Калинский, кандидат экономических наук, директор по корпоративной политике «Алкоа Россия», Председатель Совета директоров «Алкоа Металлург Рус» (бывшее «Белокалитвинское металлургическое производственное объединение»)

Калинский Олег

Какая ситуация сложилась на рынке алюминия в настоящее время? Каковы тенденции рынка?

— Первичный алюминий котируется на Лондонской бирже металлов (LME), и, если посмотреть на сегодняшние котировки, то контракты с исполнением через 3 месяца котируются по цене около 2530 долларов за тонну. Контракты с исполнением через 27 месяцев — по цене более 2800 долларов за тонну. То есть, по сравнению с пиком сезона, когда цена за тонну алюминия на LME превышала 3000 долларов за тонну, сегодня очевидно снижение.

Что касается тенденций, делать прогнозы — дело неблагодарное, особенно в сегодняшней экономической ситуации в России и в мире. В целом, я не думаю, что нам грозит длительная рецессия. Этому, как минимум, помешает бурное развитие экономик Китая, Индии, Бразилии, ряда стран в Латинской Америке.

Что касается конкретно алюминия, то в России ярко выражен так называемый «эффект базы»: потребление алюминия на душу населения в России не превышает 6 килограмм в год, тогда как в Европе и в США этот показатель выше 35-40 килограмм. Поэтому мы ожидаем рост потребления алюминиевой продукции, особенно в таких секторах, как пищевая промышленность, где используется алюминиевые банки и контейнеры, а также в секторе производства бытовой техники. Рост может снизиться по сравнению с предыдущими периодами, но динамика в целом останется позитивной.

Велика ли конкуренция среди основных игроков рынка? Как «уживаются» на российском рынке такие крупные производители, как «Алкоа» и «Русал»?

Мировая металлургия, как черная, так и цветная, последние несколько лет переживает очень интересный этап своего развития: слияния компаний Rio Tinto с Alcan, попытка BHP Billiton приобрести Rio Tinto, борьба за «Норильский никель», приобретения «Северстали», НЛМК, Евраза в США и других странах. Все это является подтверждением тому, что отрасль металлургии консолидируется и конкуренция ужесточается. При этом интересно то, что конкуренция на глобальном рынке не всегда означает конкуренцию внутри страны между теми же компаниями. Например, сегодня и «Русал» и «Алкоа» являются глобальными игроками и конкурентами в сегментах производства глинозема и первичного алюминия. Но при этом, в России «Алкоа» не конкурирует с «Русалом», не имея собственного производства первичного алюминия и закупая его у «Русала». А у «Русала», в свою очередь, нет заводов по производству тех видов алюминиевой продукции, которые здесь производит «Алкоа». Но конкуренция в глобальном масштабе, конечно же, ощущается, и со стороны компаний, упомянутых выше, и со стороны китайских производителей, которые реализуют достаточно агрессивные стратегии расширения, как у себя на родине, так и в других странах. Часто это заметно в тендерах за право разрабатывать бокситные месторождения или строить завод по производству первичного алюминия: заявки поступают от всех крупнейших игроков.

Но для нас конкуренция — двигатель нашего прогресса. Без конкурентов мы бы не смогли занимать одно из ведущих мест в мировой цветной металлургии на протяжении 120 лет, т. к. только честная конкурентная борьба делает компанию сильнее, заставляет ее снижать издержки, искать пути сбережения затрачиваемых энергоресурсов и сырьевых материалов, постоянно стремиться удовлетворять потребности потребителей быстрее и лучше, чем конкуренты.

Приведу лишь один пример: в 1950-х годах для производства одного килограмма алюминия требовалось около 23 кВт/ч электроэнергии. А в настоящее время большинство наших предприятий снизили потребление вдвое. И мы постоянно работаем над сокращением энергоемкости производства.

На протяжении последних 7 лет компания «Алкоа» находится в Индексе устойчивого развития Dow Jones. В него включают организации, которым длительное время удается сочетать успешную экономическую деятельность с внедрением инновационных программ по защите экологии, снижению влияния на изменение климата и помощи тем сообществам, где компания функционирует. Такая оценка, безусловно, говорит о многом.

Какие направления производства будет развивать Ваша компания? Насколько востребована глубокая обработка материала?

— В течении последних трех лет, начиная с 2005 г. и до конца текущего года «Алкоа» инвестирует в два предприятия, расположенных на территории России, около 768 млн. USD. Программа развития подразумевает модернизацию производственных мощностей ОАО «Самарский металлургический завод», являющегося крупнейшим в России предприятием по производству алюминиевых полуфабрикатов (доля «СМЗ» на российском рынке алюминиевого проката составляет около 40%) и ОАО «Алкоа Металлург Рус» (доля «АМР» на российском рынке алюминиевого проката составляет около 10%).

В частности, на предприятиях «Алкоа» происходит развитие литейного производства высококачественных слитков для продукции ответственного назначения, изготовления баночной ленты, полуфабрикатов для авиационной и космической промышленности; прессового производства полуфабрикатов для нефтяной, газовой промышленности, строительной индустрии; кузнечного производства крупногабаритных поковок и штамповок для авиационной, космической, автомобильной промышленности; прокатного производства баночной, консервной ленты и лент с покрытием. Кроме того, на ОАО «АМР» ведется развитие производства аэрокосмических плит с характеристиками, соответствующими мировым стандартам и директивным технологиям мировых авиастроителей.

«Алкоа» пришла в Россию с желанием остаться надолго. Цель компании в долгосрочной перспективе — создание наиболее конкурентоспособных видов алюминиевой продукции для насыщения таких значимых отраслей российской экономики, как авиастроение, машиностроение, автомобилестроение, строительство, сектор производства бытовой техники и др. «Алкоа» стремится сделать все для того, чтобы российский рынок алюминиевой продукции вышел на новый этап развития, стал перспективным и интересным для работы как российских, так и иностранных компаний.