Металлы и цены

Спрос на алюминий будет расти

Статья опубликована в номере 18 (172)-2008

Поиск по статьям

К такому выводу можно прийти, изучая отечественную статистику, некоторые данные из которой мыи приводим, опираясь на мнения участников семинаров и конференций, прошедших в текущем году.

алюминий

Первичный алюминий

В 2007 г. в России было произведено 3,973 млн. тонн первичного алюминия (в том числе из российского сырья — 1,7 млн. тонн) и 811,8 тыс. тонн алюминиевого проката.
В 2007 г. объем производства первичного алюминия на 12,5% превысил уровень 1990 г. В настоящее время по количеству производимого первичного алюминия Россия уступает только Китаю. В России выпускается 15% мирового глинозема и 12% — алюминия.

К 2015 г. планируется увеличение выпуска первичного алюминия до 5,39-5,743 млн. тонн, то есть в 1,3-1,4 раза.
Экспорт первичного алюминия в 2007 г. составил 2,853 млн. тонн, алюминиевого проката — 347,8 тыс. тонн.
Потребление первичного алюминия на внутреннем рынке составило около 800 тыс. тонн.

К 2015 г. ожидается, что этот показатель увеличится в 1,6 раза. По официальным данным, к 2015 г. выпуск металла в России на душу населения будет составлять 38,8 кг, а потребление — около 10 кг, хотя сегодня это значение в 6 раз меньше, чем в США, в 3 раза меньше, чем в Германии, и в 5 раз меньше, чем в Японии.

Производство первичного алюминия в России будет увеличиваться и далее. Однако при этом разница между его производством и дальнейшим экспортом и потреблением на внутреннем рынке достаточно велика, и эта тенденция пока сохранится. По имеющимся данным, в 2008 г. поставки первичного алюминия за рубеж могут достигнуть 3,3 млн. тонн, а продажи внутри страны не превысят 1 млн. тонн. В 2015 г. экспорт алюминия составит свыше 4 млн. тонн, а поставки на отечественный рынок и внутреннее потребление по некоторым прогнозам — 1,5 млн. тонн.

Производство продукции с высокой добавленной стоимостью

На протяжении последних лет на предприятиях алюминиевой промышленности происходит увеличение производства литейной продукции с высокой добавленной стоимостью (катанка с агрегатов непрерывного литья и прокатки, первичные сплавы, плоские и цилиндрические слитки). Так, темпы роста производства указанной продукции составили в 2006 г. 10,4%, в 2007 г. — 15,5%. В текущем году темпы роста несколько замедлились (по предварительным данным), однако положительный баланс сохранится.
Как отмечают эксперты, основными препятствиями для увеличения выпуска в нашей стране продукции с более высокой добавленной стоимостью являются необходимость одновременных многочисленных инвестиций в отрасль, недостаточно развитый внутренний рынок и низкий объем потребления продукции глубокой переработки, а также защищенность рынков развитых стран от ввоза алюминиевой продукции глубокой переработки.

Алюминиевые профили

В 2007 г. отечественными предприятиями на внутренний российский рынок было произведено около 125 тыс. тонн алюминиевых профилей. При этом аналитики полагают, что увеличение внутреннего потребления сохранится. По некоторым оценкам, потребность в профилях в России растет ежегодно на 10-15% и составит в 2008 г. не менее 130 тыс. тонн, а к 2012 г. вырастет до 330 тыс. тонн.
Соответственно, аналитики прогнозируют сохранение темпов роста производства профилей из алюминиевых сплавов в ближайшие годы на уровне 15-20% в год, а в среднесрочной перспективе — 7-10% в год. Такая ситуация на рынке благоприятна для отечественных производителей, чья доля уже составляет около 80% и, благодаря наращиванию производственных мощностей, продолжает расти.

С другой стороны, на отечественном рынке растет и объем импорта алюминиевых профилей, в частности, прирост объемов импорта алюминиевых профилей в 2006 г. составил более 30% по сравнению с 2005 г., а в 2007 г. ввоз данной продукции (по отношению к 2006 г.) увеличился на 39,8%.

Полуфабрикаты

В России выпускается чуть больше 0,5 млн. тонн алюминиевых полуфабрикатов, почти половина данного объема отправляется на экспорт. Импорт невелик и, в основном, представлен тем ассортиментом, который в России не изготавливают или изготавливают недостаточно качественно. Основной объем импорта приходится на листопрокат, профили, фольгу и ленту.
Специалисты отмечают, что сегодняшняя структура производства алюминиевых полуфабрикатов и готовых изделий в России не вполне соответствует структуре потребления мирового рынка. Для достижения конкурентоспособности необходимо несколько изменить ассортимент, организовать выпуск продукции, пользующейся спросом на мировом рынке, и существенно поднять качество производимых полуфабрикатов.

Отраслевой спрос и потребление

В отраслевой структуре потребления алюминия в настоящее время наблюдается дисбаланс. В связи с развитием строительного сектора, увеличивается спрос на алюминиевые профили, а также потребляется достаточно много фольги и упаковки на ее основе. При этом производство соответствующих видов продукции не успевает за растущим спросом — соответственно, растет доля импорта в натуральных показателях.

Машиностроение

По существующим оценкам в настоящее время на российском рынке продается 215 тыс. тонн алюминиевого проката для нужд машиностроения. При этом 34 тыс. тонн — импортная продукция. Однако пока доля потребления со стороны авиастроения, судостроения, оборонной промышленности сравнительно невелика. Большие надежды возлагаются на развитие Объединенной авиастроительной и Объединенной судостроительной корпораций, которые могли бы существенно увеличить объемы потребления алюминиевой продукции. К примеру, по оценочным данным, на изготовление только одного самолета Boeing-787 требуется более 120 тонн алюминиевых плит. И, если проекты типа SuperJet-100 заработают, то можно предполагать, что внутреннее потребление алюминия существенно увеличится.

Другой пример роста потребления алюминия можно привести по выпуску широких алюминиевых панелей для транспортного машиностроения. Опыт США и Европы, где алюминиевые вагоны составляют порядка 70% от всего парка железнодорожных вагонов, показывает, что отечественному вагоностроению есть куда развиваться. Пока же в России грузовых алюминиевых вагонов всего два и это — опытные образцы.

Строительство

В западных странах доля потребления алюминия в строительной отрасли доходит до 30% от общего объема спроса на этот металл. Например, в США сейчас применяется 37 кг алюминия на 1 м2 строящихся площадей, в Германии — 26 кг, в России же — всего 3,5 кг.

К сожалению видно, что требуется изменить этот показатель, поскольку применение алюминия в строительном секторе представляется весьма перспективным. Но тотальному внедрению этой тенденции на практике мешает современный уклад российского строительства, при котором застройщики руководствуются, в первую очередь, ценой, доступностью, массовостью материала и своим опытом работы, который в работе с алюминием невелик. Это можно сказать и по поводу использования прессованных полуфабрикатов, а также — алюминиевого листового проката с покрытиями.

Вторичный алюминий

Важную роль в производстве алюминия и изделий из него занимает повторное вовлечение алюминиевого лома в производство. Следует отметить, что в России выпуск вторичного алюминия только за последние два года повысился на 20%. Однако, объемы выпуска первичного алюминия намного опережают производство вторичного металла. Так, в 2007 г. в России было выпущено около 3,9 млн. тонн алюминия из глинозема, и около 720 тыс. тонн — из лома. То есть в России соотношение использованного первичного и вторичного металла собственного производства составило 2:1, что подтверждает тезис о недостаточном использовании рециклированного алюминия в нашей экономике.
Для сравнения в Евросоюзе в настоящее время выпускается около 5,1 млн. тонн первичного алюминия в год и 5,2 млн. тонн — вторичного. В частности, в Европе при производстве литых деталей из алюминиевых сплавов в 90% случаев используют вторичный металл. Что касается российского автомобилестроения, то применение вторичных литейных алюминиевых сплавов в нем ограничивается лишь 20-30%.

Проблемы алюминиевой промышленности

К основным проблемам алюминиевой промышленности специалисты относят необеспеченность производства первичного алюминия российским сырьем, вопросы обеспечения электроэнергией на основе долгосрочных договоров и задачи энергосбережения, а также вопросы защиты интересов производителей на внешнем и внутреннем рынках. При решении этих поблеем можно достичь задач, которые стоят перед отечественной алюминиевой промышленностью: развитие продуктов глубокого передела алюминия, повышение качества выпускаемой продукции, соответствие качеству европейских стандартов, развитие экспорта, заполнение открытой ниши на отечественном рынке для продуктов импортного производства.

Н. Александров
По материалам Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей, ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод», www.metalinfo.ru.