Металлы и цены

Мы уважаем всех

Статья опубликована в номере 16 (170)-2008

Поиск по статьям

О ситуации на рынке металлопроката в I половине 2008 г., о планах компании мы попросили рассказать Леонида Михайловича Комаровского, директора департамента маркетинга ЗАО ТФД «Брок-Инвест-Сервис и К»

Леонид Михайлович, какие тенденции в металлоторговле в текущем году Вы бы отметили? Что изменилось по сравнению с прошлым годом?
Одна из особенностей сезона 2008 г. заключается в достаточно раннем старте массового спроса на металлопрокат — и цены, и спрос начали «раскрутку» с января. При этом вспомним — в ноябре-декабре прошлого года на рынке были весьма умеренные, а иногда — даже «упаднические» настроения, и старт был весьма резким.

Для трейдеров начало года было не легким: практически все комбинаты перешли на полную предоплату, и торговцам для пополнения складских запасов все время приходилось искать дополнительные средства.

Как влияет повышение цен на металлопрокат на Вашу работу? Как Вы строите свою работу на перспективу в условиях ценовой нестабильности?
— Трейдеры в условиях повышения цен стали работать с более низким коэффициентом запаса металлопроката на складе. Наша компания обычно придерживается коэффициента 1,44 (оборачиваемость склада 1 месяц — к = 1, 2 месяца - к = 2, — прим. ред.). Но мы смогли работать и с гораздо более низким коэффициентом.
Нам показалось, что со стороны трейдеров в этом году не проводилось рискованных операций. Для стабильной работы металлоторговцы увеличивали кредитное плечо, поскольку все время ощущался кассовый разрыв, когда цена на закупки следующих партий металла превышала выручку за предыдущие партии. Нашей компании в начале года очень помогла выработанная стратегия — работать с более высокой оборачиваемостью склада и средств.
Основная проблема первой половины года, с которой мы сталкиваемся при постоянном повышении стоимости металлопроката — это то, что невозможно предсказать, когда цены остановятся или пойдут вниз. Долгосрочных расчетов тренда по цене и спросу на рынке не было, но, если бы таковые появились и были бы более-менее достоверными, то значительно выросло бы предложение импорта.
В первом полугодии большинство трейдеров придерживалось установленной наценки в 10-13%

В целом она — выше, чем в прошлом году, но не стоит забывать, что мы только начали второе полугодие и велика вероятность того, что часть заработанных средств будут «съедена» к концу года. Это — как запас прочности: в первом полугодии произведен определенный задел, и, значит, во втором можно спокойно работать. И, конечно, по итогам года показатели прибыли металлоторговли будут не такими большими, как некоторым кажется.

Что изменилось в сбытовой политике меткомбинатов? Какие положительные и отрицательные моменты Вы бы назвали?
— Можно отметить, что 2007 г. многому научил производителей, в этом году ошибки прошлого года были учтены. В первой половине 2008 г. мы отметили несколько положительных действий со стороны металлургических комбинатов, среди которых — удержание в паритете цен на внутреннем рынке. Это не позволило зайти на рынок импортному металлопрокату.
С другой стороны, мы не увидели четко выстроенной политики меткомбинатов, ориентированной на реальные потребности внутреннего рынка. Во многом внутренний рост отпускных цен был подогрет внешними воздействиями — стоимость металла «разогревали» страны Персидского бассейна, а российские комбинаты «вставали» под эту цену, сохраняя необходимую дельту для российских потребителей. В результате меткомбинаты в этом году заработали по максимуму.
Но агрессивная ценовая политика комбинатов с целью заработать, сократила спрос, и не дала возможности сформировать «ценовую полку» перед сезоном, которая бы «сдемпфировала» падение цен.
Хочется надеяться, что меткомбинаты все более и более будут прислушиваться к мнению трейдеров и учитывать их интересы.

Когда, по Вашему мнению, наступит стабильность цен на металлопрокат? Какова ситуация с импортными поставками на рынке Центрального региона?
— Я полагаю, что «замирание» цен начнется в начале августа, и достаточно быстро перейдет в фазу снижения. Возможно снижение цен по отдельным видам проката до 15% в первые осенние месяцы. Стабилизации уровня цен ожидаем в ноябре-декабре.
В импортных поставках металлопроката мы практически не видим китайского и турецкого металла. Присутствует металлопрокат из Беларуси, Украины, Молдавии, Казахстана, Прибалтики, но это — традиционные поставки. Ситуация с импортом может поменяться через год-два, когда заработают заявленные проекты строительства отечественных минимиллов.

Как бы Вы охарактеризовали ситуацию с конкуренцией на рынке металлопроката? Приходят ли на рынок новые игроки?
— Ситуация и расстановка сил на рынке среди крупных игроков меняется не сильно.
В среде мелких трейдеров происходил некоторый рост: в начале года некоторые компании выступили инвесторами, закупив партии металла, чтобы потом, через 3 месяца, успешно их реализовать, зафиксировав прибыль. Но это, скорее, не конкуренты, а разовые компании, во многом — случайные на рынке, определившие конъюнктуру выгодного и недолгосрочного вложения средств.

В каких направлениях планирует развиваться Ваша компания?
— Мы уделяем значительное внимание развитию транспорта и логистики: большинство клиентов хотят загрузиться партией металлопроката за час — полтора. А для этого необходимо содержать складские комплексы в постоянной готовности. Мы считаем, что необходимо создать максимум удобства для клиента, чтобы клиент приходил на лучший склад — в «Брок-Инвест-Сервис». Такой подход сегодня подкрепляется и нашей универсальностью — на складе компании всегда находится более 1,5 тыс. позиций металлопроката. Кроме того, мы имеем развитую филиальную сеть, предусмотрена услуга доставки металла до клиента. Для «Брок-Инвест-Сервиса» всегда важны долгосрочные отношения с клиентом, основанные на построении такой системы, чтобы клиенту было всегда удобно покупать у нас металлопрокат.

В этом году мы вернулись к переосмыслению такого процесса, как предварительная сборка заказа клиента. В случае заинтересованности клиента в этой услуге, он получает возможность загрузиться на отдельной площадке, где заказанный им металл уже упакован и ждет его. Клиенты выигрывают в скорости, а мы, конечно, боремся за их лояльность.
Если говорить о наценке, то мы торгуем в рынке. В существующую наценку входит содержание автопарка, предоставление всех сервисных услуг, в том числе и предварительная сборка заказов клиентов.
Одно из направлений сервиса, которое мы активно развиваем — металлообработка. Сегодня обрабатывается до 7% от продаваемого металла. А в планах компании до 2012 г. — довести металлообработку до 26%. Заказчики нуждаются в такой обработке металлопроката, как порезка, гибка, рассверловка и т. п. — и мы предоставляем такую возможность, позиционируя себя как компанию, занимающуюся предоставлением широкого спектра сервисных услуг. Наша задача — опережать рынок, быть чуточку впереди, предугадывая желания клиента и его потребности на перспективу.

Записал  Н. Александров