Металлы и цены

Рано прогнозировать снижение цен

Статья опубликована в номере 14 (168)-2008

Поиск по статьям

изготовление лазеров в Москве по заманчивой цене

Директор филиала ООО «ТиссенКрупп Материалс» в Санкт-Петербурге Роман Чернявский рассказывают о текущей ситуации на рынке металлопроката:

thyssen

1. Какие тенденции в металлоторговле в текущем году Вы бы отметили? Что изменилось по сравнению с прошлым годом?

Этот сезон во многом отличается от прошедших лет. Во-первых, думаю, что все участники рынка отметили значительный рост цен на металлопродукцию, который не закончился и сейчас. К тенденциям нынешнего сезона можно отнести изменение объемов потребления металлопродукции вообще, а также постепенное смещение товарных групп потребляемой продукции в сторону машиностроительного сортамента. Кроме того, металлотрейдеры отмечают значительный рост дебиторской задолженности конечных потребителей, у которых в бюджетах были заложены цены на металл прошлого года. Это обстоятельство потребовало ужесточения финансовой и платежной дисциплины в компаниях. Еще одна из особенностей этого сезона — нехарактерное снижение объемов импортного металлопроката на российском рынке относительно прошлого года, возвращение его объемов к значениям прошлых лет. Теперь стало более выгодным брать продукцию у отечественных производителей.
Резюмируя все вышесказанное, а также учитывая темпы общемировой инфляции, считаю, что прогнозировать снижение цен в ближайшем времени преждевременно.

2. Как влияет повышение цен на металлопрокат на Вашу работу? Увеличился ли в 2008 г. объем продаж, несмотря на повышение цен? Как Вы строите свою работу на перспективу в условиях ценовой нестабильности?

Глобальное повышение цен повлекло за собой естественное снижение объемов закупки. Многие поставщики изменили условия поставки металлопродукции, требуя много большую предоплату, чем раньше. Но, несмотря на все проблемы нынешнего сезона, нашей Компании удалось увеличить объемы продаж, в основном за счет расширения своей филиальной сети. В 2008 г. мы открыли филиал в городе Казани. Кроме того, в соответствии со стратегическим планом развития Компании, увеличение представительств ТиссенКрупп Материалс в регионах происходит путем открытия торговых площадок от филиалов. Так, в 2007-2008 г. г. мы открыли площадки от Московского филиала в Смоленске и Рязани, от Нижегородского филиала — в Чебоксарах. На 2009 г. у нас также запланировано расширение региональной сети.
В условиях ценовой нестабильности крайне важным становится контакт, налаженный с клиентами, оперативный обмен информацией о ситуации на рынке, укрепление достигнутых отношений. Одной из главных задач, стоящих в настоящее время перед сотрудниками Компании — повышение ее клиентоориенторованности.
Кроме того, важным аспектом в нашей работе является возможность страхования коммерческих рисков. На текущий момент в Компании ТиссенКрупп Материалс в операционной деятельности используются такие виды страхования как хеджирование цены закупки, страхование дебиторской задолженности на предмет невозврата, страхование имущества и ответственность перед третьими лицами за поставленные товары и оказанные услуги, страхование от недополучения прибыли в случае природных катаклизмов.
Каждый из перечисленных инструментов решает свои задачи. К примеру, хеджирование цены закупки позволяет быть застрахованным от скачка цен поставщиков. К сожалению, в России данный инструмент не развит и находится в стадии зарождения. Страхование дебиторской задолженности позволяет работать более уверенно и выходить на новые объемы продаж без лишних сомнений. К сожалению, компаний в России, которые могут удовлетворить требованиям страховых компаний, мало, по сравнению с компаниями западного типа. Однозначно, что доля открытых и благонадежных компаний на российском рынке будет с каждым годом расти, что позитивно скажется в целом на развитии бизнеса в России. Постепенно разовые и скрытые фирмы уйдут в прошлое, уйдет и механизм перекладывания рисков на «плечи» клиентов. Мировой опыт говорит о том, что риски необходимо передавать профессионалам в этих вопросах — страховым компаниям.

3. Как бы Вы охарактеризовали ситуацию с конкуренцией на рынке металлопроката? Есть ли тенденция к ее усилению? Приходят ли на рынок новые игроки?

Конкуренция на рынке металлопроката стабильно высокая. Отмечается знакомая многим сегментам рынка тенденция к глобализации — крупные сетевые компании покупают небольшие региональные. На российский рынок входят и уже вошли иностранные игроки. Мелкие и средние игроки вынуждены продавать свои сбытовые сети из-за нехватки оборотных средств. Увеличились сроки оборота денежных средств.

4. Что изменилось в сбытовой политике меткомбинатов? Какие положительные и отрицательные моменты Вы бы назвали?

«Минусы» — в связи с усложнением условий по сырью, изменились условия платежей — ужесточились требования о предоплате.
«Плюсы» — все эти изменения однозначно сказались на количестве покупателей продукции меткомбинатов — произошел отток мелких клиентов и появилась возможность закупать дополнительные объемы продукции.

5. Как влияют на динамику продаж (и на их рост) заявленные национальные и экономические проекты (жилье, строительство, здравоохранение, образование пр.?)

Логичным было бы увеличение спроса и, как следствие, рост продаж нашей продукции, но конъюнктура рынка такова, что несмотря на увеличение объемов строительства социального жилья и других социальных объектов, произошло снижение объемов строительства коммерческого жилья. Эта ситуация сбалансировала спрос-предложение в настоящее время. В сравнении с аналогичными периодами в 2004-2006г. г. темпы роста рынка сейчас намного меньше.

6. Какие сектора экономики являются Вашими основными покупателями?

Наши традиционные покупатели — строители, машиностроители, металлопереработчики. Как я уже говорил выше, произошло небольшое перераспределение групп потребителей, незначительно уменьшилось потребление у строителей, выросло в машиностроении.

Подготовил  Н. Александров