Металлы и цены

Организация торговли алюминиевым прокатом в Северо-Западном федеральном округе

Статья опубликована в номере 10 (164)-2008

Поиск по статьям

Как говорилось на прошедшей в апреле в Петербурге конференции «Рынок металлов Северо-Запада» потребление алюминиевых полуфабрикатов в 2007 году составило около 430 тонн

Игроки на рынке алюминиевых полуфабрикатов Северо-Запада.

Как говорилось на прошедшей в апреле в Петербурге конференции «Рынок металлов Северо-Запада» потребление алюминиевых полуфабрикатов в 2007 году составило около 430 тонн, из них 120 тыс. тонн пошло на рынок упаковки (80 тыс. тонн российского производства и 40 тыс. тонн — импорт), 95 тыс. тонн — в строительный сектор (из них импорт — 20 тыс. тонн) и 215 тыс. тонн — для нужд машиностроения (в т. ч. 34 тыс. тонн импортировано). Таким образом, в 2007 году было производено российскими заводами проката для промышленности около 180 тыс. тонн. По оценкам производителей общий объем потребления Северо-Запада РФ не превышает 10-12% от общего, то есть около 1500 тонн в месяц. Этот объем распределен между металлоторговцами и заводами в пропорции приблизительно 50 на 50. На рынке присутствуют такие игроки как: ЛИСТ, Металлоцентр, Невская алюминиевая компания, Актимиста, филиалы московских компаний, имеющие здесь склады: Галактика, МеталлСервис, компании, осуществляющие поставки из Москвы: Пилот, Мост, Алрос и т. д. и порядка 10-15 мелких фирм, имеющие маленькие склады, тогрующие неликвидами или работающие под заказ.

Рынок потребления.

По данным отдела маркетинга компании ЛИСТ, распределение продаж по отраслям выглядит следующим образом:
1). Общее машиностроение — 32%
2). Энергетика — 28%
3). Транспортное машиностроение — 24,5%
4). Другое — 15,5%
За последние 2-3 года потребление алюминиевых полуфабрикатов в нашем регионе не увеличилось. Есть небольшой рост со стороны строительной отрасли, «рекламщиков» и других изготовителей металлоконструкций из алюминия. Лидирует — промышленное строительство — в последние годы запущены новые проекты в автопроме, строятся склады и здания промышленного назначения для пищевой промышленности, ТЭК, электроэнергетики. Но рост в строительстве мало стимулирует наши продажи. Например, в номенклатуре компании ЛИСТ продукция, которая интересна строительному рынку занимает менее 10%. Многие надеялись на увеличение применения алюминиевого проката для новых автосборочных производств, но на практике происходит сборка на основе импортных комплектующих.
Судостроение — основной потребитель алюминиевого проката на Северо-Западе показало в 2007 году отрицательную динамику.

Причины низкого потребления алюминиевого проката:
1). Значительное уменьшение количества новых проектов в судостроении, тяжелом машиностроении.
2). Основные фонды в отраслях модернизируются в основном за счет ремонта старого либо с помощью импортного оборудования.
3). Повышение цены на алюминий на ЛБМ повлекло за собой увеличение цен на прокат, из-за чего многие компании снижают потребление и запасы, либо переходят на материалы-заменители (оцинковка, нержавейка, пластик и др.).

Работа трейдера на рынке алюминиевого проката Северо-Запада.

Исходя из вышесказанного (слабого спроса и роста цен) многие мелкие компании, занимающиеся торговлей алюминиевым прокатом не выдерживают конкуренции. Барьеры для входа на данный рынок на раз озвучивались специалистами компании ЛИСТ — это значительные инвестиции не только в склады и сервис, но и в сам материал. Сегодня основными факторами в выборе поставщика являются не только цены, но и такие составляющие, как:
1). квалификация персонала (кадровый вопрос),
2). месторасположение склада или офиса,
3). скорость оформления и отгрузки товара,
4). ряд сервисных предпродажных услуг.
Спрос уже давно сместился в сторону небольших покупателей, которые в общем объеме потребления у металлотрейдера составляют более 70%. Крупные заказчики из-за высоких цен также отгружаются небольшими партиями — по мере необходимости в материале.

Организация продаж алюминиевого проката на примере компании ЛИСТ.

Компания ЛИСТ двигается в своем развитии по пути формирования инфраструктуры для мелкооптовых и розничных продаж. В течение 15 лет фирма шла к тому, чтобы работать по принципу супермаркетов — весь товар в одном месте, любого размера, быстро и с доставкой. Затраты, которые составляют добавленную стоимость, идут на поддержание складской инфраструктуры, приобретение и амортизация оборудования, в том числе для резки и металлообработки, содержание автопарка, заработную плату персонала, а также расходы на поддержание сбыта. Наши основные направления в развитии:
— Открытие новых металлобаз.
— Постоянное расширение ассортимента.
— Улучшение качества предпродажных услуг.

Многие знают, что сегодня у компании ЛИСТ 3 металлобазы в Санкт-Петербурге и представительство в Москве. Все они взаимосвязаны единой программной системой, которая позволяет клиенту отгрузить нужный ему металл с любой площадки. Сегодня, в период жутких пробок и ценности нашего времени — это очень актуально. Автоматизация складских процессов позволяет увеличивать скорость оформления и отгрузки. Каждая площадка укомплектована современными стеллажами, отгрузочной техникой и металлорежущим оборудованием. Имеется собственный парк автомашин, проводятся технические консультации специалистов.
Из последних исследований видно, что лояльность наших покупателей достаточно велика, (около 80% из них — постоянные). Наши клиенты уже привыкли, что на складах компании ЛИСТ всегда есть в наличие необходимый материал, обслуживание у нас будет быстрым, подготовка документов четкая, а персонал — внимательным и грамотным.
В наших планах — строительство современного складского комплекса, что бы позволило комплектовать и делать предварительную подготовку не только небольших заказов, как это делается сейчас, но и крупных и сложных по ассортименту, а также в достаточно большом количестве.

Перспективы развития рынка торговли алюминиевыми полуфабрикатами.

Рост промышленного производства в последние годы нас не радовал, но все мы надеемся на существующие прогнозы увеличения инвестиций в различные отрасли. В развитых странах потребление алюминия на душу населения составляет до 30 кг в год, так что у нас еще есть потенциал развития (в России потребление составляет 5 кг на душу населения в год). Вопрос только в том, как динамично будет развиваться производство, как повлияет на развитие экономики финансовый кризис, как будет формироваться сам рынок алюминиевого проката, которого на сегодняшний день практически нет. Ведь зачастую главным преимуществом здесь является цена.
Что касается создания «цветных» СМЦ европейского уровня, то на сегодняшний день без слияний, укрупнений и привлечения инвестиций это практически не реальная задача. Для рентабельности такого предприятия нужны значительные оборотные средства, которыми многие небольшие торговцы просто не обладают. Ассортимент у них, как правило, ограничен, услуги по резке и доставке низкого качества, персонал, если и проявляет настоичивость в плане активных продаж, то зачастую не может грамотно ответить на все вопросы покупателя.
Создание подобных СМЦ требует больших вложений в складскую и производственную инфраструктуру, а также подразумевает под собой достаточный уровень спроса на данный вид услуг, которого пока не наблюдается.

Из доклада директора ООО «ЛИСТ СПб» А. Б. Березкина на международной конференции «Рынок алюминиевого проката и профилей в России»

Адреса филиалов:
Санкт-Петербург
ул. Маршала новикова, 36
(812) 322 5252
Караваевская ул., 59
(812) 320 2295
Химический пер., 10
(812) 321 2934

Москва
31км МКАД,
Востряковский проезд, 10
(495) 229 6714