Металлы и цены

Легковые автомобили: иностранцы или россияне?

Статья опубликована в номере 10 (164)-2008

Поиск по статьям

Статистика прошлого года показывает, что иномарок в нашей стране было продано больше, чем машин отечественного производства. Сохранится ли эта тенденция в будущем? Куда идет отечественный автопром?

auto

Поддержка российской сборки

Еще в начале прошлого года В. Путин, будучи еще президентом РФ, выступая на заседании президиума Госсовета в Волгограде, сказал, что курс, взятый кабинетом министров РФ на развитие в стране производств, занятых лицензионной автосборкой иностранных моделей, является верным. Эту стратегию подтвердил в конце прошлого года и директор Департамента промышленности Минпромэнерго России Андрей Дейнеко. По его словам Министерство спрогнозировало общий объем продаж легковых автомобилей в России к 2010 году порядка трех миллионов машин в год, а в денежном выражении — более 30 миллиардов долларов.
Обозначенная цель — развитие конкурентного и современного производства внутри страны, которое обеспечит создание добавленной стоимости и технологическое развитие отрасли. Поэтому выбор был сделан в пользу создания автомобилей на территории России, а не их импорта. Стала осуществляться идея создания режима «промышленной сборки», которая, по сути, явилась концептом для создания нового типа отечественной автомобильной промышленности. За сборочным производством мировых брендов на территории РФ идет локализация, производство комплектующих, внедрение новых технологий. Это уже — российские автомобили, созданные на российской территории российскими же рабочими.

Чем богаче государство, тем больше автомобилей для личного пользования покупают его граждане. Сейчас при ВВП в России, около $8000 на душу населения, на 1000 человек приходится 180 автомобилей. К 2020 г., по оценкам МЭРТ, ВВП на душу населения в России увеличится до $25 000-30 000, соответственно, количество автомобилей вырастет до 600 на 1000 человек.

Заявленные и реализуемые проекты

В настоящее время на территории России реализуется больше десятка проектов сборочных производств иномарок. Перечислим основные из них.
Suzuki Motor. Возведение завода должно начаться уже в этом году, а само производство — в 2009-м. Первоначально автосборочная площадка под Петербургом будет рассчитана на выпуск 25-30 тысяч машин в год, с перспективой увеличения мощностей до 50 тысяч автомобилей. Долю комплектующих российского производства намечено увеличить с 10% на первоначальном этапе выпуска до 30% к 2014 году. Российский завод Suzuki будет выпускать, как ожидается, внедорожники Grand Vitara, которые в Японии называются Escudo и, возможно, Suzuki SX4.

Toyota Motor: 31 марта этого года стартовали продажи Toyota Camry, выпуск которых был налажен на заводе под Санкт-Петербургом. К 2010 году мощность завода Toyota в Шушарах может быть доведена до 50 тыс. автомобилей в год.
General Motors. В конце 2008 года недалеко от Петербурга состоится открытие нового, второго завода компании General Motors в России. В Шушарах GM уже приступила к серийному производству Opel Astra. Машины первое время будут собираться из комплектов, поставляемых из Германии. Но не исключено, что в будущем предприятие перейдет на производство полного цикла. В планах General Motors до конца 2008 г. выпустить 25 тысяч Astra. Ожидается, что на заводе одной из выпускаемых моделей станет также кроссовер Chevrolet Captiva. Плановая мощность нового завода должна составить не менее 70 тыс. автомобилей в год. К 2010-му году объемы обещают вывести на отметку 210 тысяч автомобилей. На заводе «Арсенал» в Санкт-Петербурге уже началась сборка автомобилей Opel Antara. Запланированный объем выпуска на 2008 г. составляет 2500 автомобилей.
GM уже выпускает в России на Калининградском «Автоторе» автомобили Hummer, Chevrolet, Cadillac, GM Dat.
Nissan Motor предполагает запустить первую очередь завода Nissan в Петербурге в конце 2009 года, объем производства составит 50 тысяч автомобилей в год, модели — седаны Almera или Primera. В дальнейшем, после изучения спроса, возможно, будут выпускаться 3-4 модели.

Renault официально объявила о своем намерении начать в конце следующего года на московском заводе «Автофрамос» производство нового пятидверного хэтчбека Sandero.
К 2009 году на заводе планируется выпустить 160 тыс. автомашин «Рено» пяти-шести моделей. В 2007 году «Автофрамос» выпустил 70 тыс. автомобилей «Рено Логан».
PSA Peugeot Citroen подписал договор с МЭРТ. Компания объявила об инвестициях в строительство завода в России объемом в 300 млн. Евро. Размещение нового завода предпалагается в поволжском регионе России. Наиболее вероятными моделями для российской производственной линии эксперты называют Citroen C4 и Peugeot 308.

Mitsubishi Motors. Японский концерн «Мицубиси моторс» принял решение о строительстве в России нового автозавода. Об этом заявил президент компании Осаму Масуко в опубликованном 15 марта интервью газете «Токио симбун». По его словам, «официальное объявление о сроках реализации этого плана, а также его деталях будет сделано руководством концерна в ближайшие три месяца». Ожидается, что в России будет выпускаться Lancer или Outlander. Некоторые сведения о будущих объемах производства дает соглашение Mitsubishi с Минэкономразвития, согласно которому компания построит завод на 50 000 машин в год и хочет вложить в него $150 млн.
Hyundai Motor Южнокорейская автостроительная компания Hyundai Motors Co. планирует построить автозавод в России. Как сообщил официальный представитель Hyundai Ки Чжин Хо, производственная мощность завода составит 100 тыс. автомобилей в год. ОАО «Таганрогский автомобильный завод» уже выпускает внедорожник Santa Fe Classic. Предполагается, что в рамках Петербургского экономического форума, который пройдет в июне, состоится закладка еще одного автомобильного завода в Ленинградской области.

Завод «Автотор» (Калининград) на условиях «отверточной» сборки собирает у себя BMW 3-й, 5-й и 7-й серий, несколько моделей Kia, линейку брендов а также китайские автомобили Chery и Yuegin.
Volkswagen производит модели Passat и Jetta на собственном заводе в Калуге. В 2009 году линейка выпускаемых автомобилей увеличится на одну модель — Polo нового поколения.
Проектная мощность завода рассчитана на 115 000 автомобилей в год. На полную мощность предприятие выйдет к 2009 году.
FIAT с конца прошлого года выпускается на новом заводе компании в ОЭЗ «Алабуга». Модель — Ducato. Планируемые объемы производства достигнут 75 тыс. шт. в год.
Альянс автопроизводителей Renault-Nissan приобрел завод ОАО «ИжАвто». Ожидается, что мощности Ижевского предприятия могут увеличиться до 220 000 автомобилей ежегодно, а в дальнейшем планируется реализовывать около 350 000 машин в год. Аналитики полагают, что после данной покупки на Ижевском предприятии прекратится выпуск автомобилей Kia Spectra.

Ford Motor намерена увеличить производство своих автомобилей в России с 2009 года до 125 тыс. в год. Из них 100 000 составят автомобили Ford Focus, которые сегодня собираются во Всеволожске, а остальные 25 000 будут относиться к седану Ford Mondeo, сборка которого начнется там же в конце 2008 года. При этом, планируется строительство в России второго автозавода.
«АвтоВАЗ» работает над удешевлением Каlina, и, в то же время, ведет переговоры о совместной разработке или покупке новой платформы класса В с несколькими иностранными концернами, в том числе итальянским Fiat.

Доля новых иномарок на российском рынке в денежном выражении по итогам первого полугодия 2007 г. достигла 78%. Российские автоконцерны с начала года потеряли 7% рынка в денежном отношении, продав за 6 месяцев на 86 тысяч автомобилей меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Россияне заплатили за иномарки больше, чем за отечественные автомобили, — по расчетам экспертов 2,8 млрд. долларов против 2,4 млрд.
Новый седан ГАЗ Siber, построенный на платформе Chrysler Sebring, совсем скоро попадет в продажу. Новый автомобиль, получит название Volga Siber. Решение об окончании производства классических автомобилей «Волга» было принято довольно давно, однако руководство «Группы ГАЗ» пытается сохранить известный бренд легковых автомобилей. Название Volga будет также использоваться для других легковых моделей ГАЗ, если они появятся — в настоящее время ведутся переговоры о создании новой легковой платформы с GM и Chrysler. До конца текущего года планируется собрать 14 000 седанов Siber, а в 2009 году — 45 000 штук.

В бывшем цехе сборки баллистических ракет для подводных лодок ФГУП «Златоустовский машиностроительный завод» (ЗМЗ, Челябинская область) Уральская автомобильная компания (УАК) приступила к серийному производству пятиместных легковых внедорожников Shuttle BDD 6491T 4WD — усовершенствованного варианта китайского внедорожника Dadi Shuttle. Предприятие будет ежемесячно выпускать 108 внедорожников, затем выпуск будет увеличен до 216 единиц в месяц и поэтапно — до 6 тыс. в год.

В ближайшее время в Свердловской области может быть запущено производство китайских автомобилей на базе Новоуральского автозавода.
О локализации производства думают 5 китайских автоконцернов, рассматривающих Россию как плацдарм для выхода на мировой рынок, — кроме Great Wall это Faw, Lifan, Venture Corp, Geely и Chery. Вместе через 3 года они могут собирать в России 0,5 млн. автомобилей.
Реализуемые и заявленные проекты позволяют предположить, что к 2010 году на российских заводах может производиться до 2 млн. автомобилей под иностранными брендами.

И все же: отечественный или импортный?

Руководитель аналитической службы ОАО «КАМАЗ» Борис МОРОЗОВ считает, что привлечение мировых производителей автомобилей в Россию — способ наполнения рынка для удовлетворения потребностей покупателей, а не развитие российского автопрома. Иностранные производители не захотят уменьшать свою прибыль и сокращать число рабочих мест на родине, а потому заинтересованы в том, чтобы сохранить сборку из импортируемых машинокомплектов. Есть опасность, что отечественным производителям комплектующих останутся малоценные простейшие элементы типа ковриков.
Государство должно поддерживать отечественного производителя, особенно в сфере производства легковых автомобилей: чем большая доля стоимости машины производится в России, а не импортируется в виде сборочного комплекта, тем выше отчисления в бюджет, больше рабочих мест. Если же ориентироваться на сборочные производства, то работу потеряет большая часть персонала не только автозаводов, но и их поставщиков — а их семь на одного автомобилестроителя. Сейчас в отрасли полмиллиона работающих, значит, у поставщиков трудится 3,5 млн. С учетом семей этот бизнес кормит более 10 млн. россиян. Кто будет их обеспечивать при переходе к сборке импорта?

Политолог Сергей Марков также считает, что автомобильная промышленность имеет особое значение для экономики страны. Это самая массовая промышленность страны по количеству рабочей силы в ней задействованной. Если мы разоряем эту отрасль, то концентрация безработицы повышается, особенно в регионах, где сосредоточены предприятия автопрома. Автопром — высокотехнологичное и трудоемкое производство, которое запускает экономический рост. Это — львиная доля потребительского рынка. Поэтому если национальные производители захватывают высокую долю потребительского рынка, это очень выгодно для отечественных производителей.

И государство должно поддерживать отечественных производителей. В первую очередь — мерами по высокой степени локализации сборки. Должны быть вводены достаточно высокие таможенные барьеры для продажи иностранных автомобилей на собственном рынке, и при этом сделаны преференции для строительства заводов с выходом на очень высокий процент локализации 80-90%.

При этом пока у нас в стране есть целый ряд непоследовательных действий Правительства в развитии автопрома, считает С. Марков. Первое — это сохранение отверточной сборки, что плохо с точки зрения российской экономики. Вторая ошибка, это — недостаточно выписанный и прописанный в договоре график локализации. Третья непоследовательность — это низкие таможенные пошлины на ввоз автомобилей. Невозможно совместить и строительство заводов, и открытый рынок. Должна быть правительственная программа содействию повышению локализации и, соответственно, содействию выпуска частей для промышленной сборки. Нужно это делать современно, как во всем мире, через кластеры.

Андрей Дейнеко высказал мнение, что стратегическая линия российского правительства состоит в наращивании объемов локализации производства. Поэтому шины будут российские, стекло будет российское, салон (ткани) — тоже российский, да и не только салон, ведь в автомобилях используется большое количество и технического текстиля. И процесс импортозамещения уже начался. Кроме того, постоянно наращивается кооперация между автомобилестроителями и металлургами, в частности, плотную совместную работу ведут с автопромышленниками Магнитогорский металлургический комбинат, Лысьвенский металлургический завод, НЛМК, «Северсталь» и другие. Российские металлургические компании уже сегодня готовы предоставлять качественный автомобильный лист.

Сегмент недорогих автомобилей

Заявленные проекты строительства заводов относятся к выпуску атомобилей среднего ценового класса. Но есть один важный момент, считает С. Марков: это — ситуация с китайскими производителями. В России существуют собственные бренды: «Лада», «Жигули». И развитие автомобильного производства не должно допустить убийство собственного бренда. Сегодня для Тольяттинского автозавода главным конкурентом являются китайские автопроизводители. Мы должны давать больше преференций тем заводам, которые собираются работать в других ценовых нишах и крайне аккуратно относиться к конкурентам, которые производят машины по тем же ценам, что и наши. А это, прежде всего, китайцы.
Тем не менее, А. Дейнеко считает, что беспокоиться о судьбе отечественных брендов не стоит. Наши предприятия уже включились в те условия, которые созданы для инвестирования в отрасль и выступают как российские инвесторы в российский же автопром. И с АвтоВАЗом, и с ГАЗом, и с Иж-Авто, и с «Север-сталь-Авто» на сегодня заключены соглашения в рамках режима промсборки, которые позволяют им широко использовать в своей продукции мировую компонентную базу

Где же отечественные разработки?

В общем их — нет. По мнению Newsweek, «Советская версия» национального автопрома умерла. Все крупные российские автопредприятия так или иначе связали себя с иностранцами. Растет рыночная доля сборочных производств иностранных концернов, через два года в России будет 10 заводов, выпускающих иномарки; через пять лет — 15 заводов. До конца 2009 г. состоятся премьеры 20 новых моделей. Среди них — ни одной машины, разработанной в России.

Российский автопром погубили даже не иностранные конкуренты, а развитие банковского сектора. В 2002 г. жители страны взяли автокредитов на $700 млн., а в 2007-м — уже на $17 млрд. Получив больше денег на покупку машин, россияне предпочли купить более дорогие и качественные автомобили.

Российские автопредприятия исходили из того, что в стране еще много лет будет высокий спрос на дешевые автомобили. Предположение было ошибочным и российские автопроизводители проиграли рынок. Еще пять лет назад сегмент автомобилей до $10 000, по данным тольяттинского агентства «Автостат», составлял 85% отечественного рынка (в денежном выражении). По итогам 2007 г. его доля сократилась до 26%.
Состояние российского автомобилестроения на данный момент можно назвать «острой инвестиционной недостаточностью». За два последних десятилетия отечественные автозаводы почти не обновляли основные фонды, в результате увеличилось их технологическое отставание от иностранных конкурентов. Связано это с тем, что практически исчез ряд базовых отраслей — станкостроение, приборостроение, электроника, без которых развитие обрабатывающей промышленности, в том числе автомобилестроения, невозможно. Основная проблема российского автопрома в том, считает Б. Морозов, что рентабельность автомобильной отрасли по сравнению с сырьевыми отраслями невысока. Объемы внутреннего рынка несопоставимо малы в сравнении с рынком глобальных производителей — трудно накопить на масштабное перевооружение.

Некоторые прогнозы парка легковых авто до 2012 г.

Агентство «Автостат» подготовило прогноз дальнейшего формирования автомобильного парка России. Лидирующие позиции в отечественном автопарке довольно долго будет удерживать марка Lada, хотя ее доля из года в год будет планомерно сокращаться и к 2012 году составит около 35%. Доля автомобилей других отечественных марок к тому времени сократится до 11,2%. К началу 2008 года в парке России будет насчитываться порядка 8,3 млн. иномарок. К 2009 году их число вырастет до 10,5 млн. штук, а еще через год в России уже будет числиться 12,6 млн. иностранных машин. При сохранении всех существующих тенденций, к началу 2011 года парк иномарок будет состоять из 15,5 млн. машин, а в 2012 году их число фактически сравняется с числом российских авто — 18,4 млн. единиц.
Лидирующие позиции удерживает японская Toyota (1,66 млн. шт.), на долю которой приходится порядка 20% от общего числа иномарок в России. При сохранении текущих тенденций к 2012 году на территории России будет насчитываться до 3 млн. автомобилей этой марки. Ford, число машин которого сейчас уже подходит к 660 тысячам, а к 2012 году может вырасти до 1,6 млн. штук. Nissan, который сейчас уже превышает 700 тысяч, а к 2012 году будет насчитывать 1,5 млн. единиц. Кроме того, миллионный рубеж к 2012 году под силу преодолеть еще двум-трем маркам. Chevrolet (около 300 тыс. шт.), при сохранении нынешних темпов продаж через четыре года может составить 1,26 млн. экземпляров. Mitsubishi на территории России к тому времени также будет насчитывать более 1 млн. машин. Есть все шансы приблизиться к этой отметке у корейской марки Hyundai и у французского брэнда Renault — оценка прироста парка показывает по ним к 2012 году значения в 928 и 920 тыс. шт. соответственно.

Будущие автомобильные проблемы

Политологи называют и некоторые проблемы, которые в скором времени могут возникнуть в России. Они связаны как с ростом количества машин, так и с неразвитостью российской инфраструктуры. В России больше 10 лет не финансировалось строительство дорог, портов, железных дорог, и наверстать это за 3-5 лет физически нереально, указывают эксперты. Большая проблема будет с текущим обслуживанием и ремонтом автомобилей. Автосервисы пока не готовы к увеличению числа автомобилей — и будут расти очереди на ремонт. Пробки и места для парковок уже сегодня являются острой проблемой для большинства крупных российских городов. А рецептов ее решения у властей пока нет. По прогнозам Росавтодора, парк легковых автомобилей в стране к 2012 г. увеличится почти вдвое (до 48,4 млн. единиц). Будет ли дорожная сеть развиваться столь же динамично?
Еще одна проблема — утилизация машин. Вместе с рынком будет увеличиваться и количество брошенных машин. Сегодня в России этот показатель не превышает 1%, в год выбывает 250 000-300 000 автомобилей. Через пять лет ежегодно будет выбывать по 3 млн. машин — в 10 раз больше, чем сейчас. Но российский потребитель пока не готов оплачивать услуги по утилизации. Значит, эти машины будут стоять на вечном приколе во дворах.

Н. Александров.

По материалам «Ведомости»,
auto. newsru. com, журнала «Бюджет»,
газеты «Известия», «Российской газеты», Newsweek, «Автостат».