Металлы и цены

Отчет о работе конференции «Рынок металлов Северо-Запада»

Статья опубликована в номере 9 (163)-2008

Поиск по статьям

15 апреля 2008 года в выставочном комплексе «Ленэкспо» в рамках международного строительного форума «Интерстройэкспо» состоялась ежегодная конференция «Рынок металлов Северо-Запада». Конференция проводилась при содействии Российского союза поставщиков металлопродукции (РСПМ) и ЗАО «Балтийская Металлургическая Компания» (Санкт-Петербург).

Открыл мероприятие президент РСПМ  А. Г. Романов, который отметил главное событие начала этого года — значительное повышение цен на металл. Цена на прокат в Европе уж превысила 100 000 дол. за тонну, и металл уходит потребителю, не залеживаясь на складах. Александр Геннадьевич спрогнозировал дальнейший рост в мае, не значительный — в июне и возможные стагнацию или понижение в июле-августе. По мнению г-на Романова в 2007 году прирост производства проката составил 2,4%, потребление вырасло на 17%. В настоящее время на рынке присутствуют 10 крупных производителей, около 20 — тогровых домов, 30 сетевых компаний и более 1500 — региональных. Крупнейшие предприятия, такие как НЛМК, Северсталь, Арселор-Миттал и др. в этом году объявили о строительстве новых объектов по производству готового проката. Представители комбинатов ожидают прирост объемов продаж на 5-25% и увеличения цен на 40-50%. А. Г. Романов также отметил, что большинство компаний прогнозируют прирост потребления металлопроката к 2010 году до 51 млн. тонн, что на 32% больше по отношению к 2007-му.

Далее выступил директор департамента по сбыту на внутреннем рынке «ТМК» Зуев Андрей Владимирович. Он рассказал о показателях всех, входящих в холдинг, предприятиях по итогам 2007 года и о их планах на этот год.
Специалист группы продаж дирекции по сбыту «Северсталь» Евгений Георгиевич Шевцов отметил в своем выступлении следуюбщие факторы, провоцирующих рост цен на металлопрокат:
1) рост цен на сырье (на железную руду — на 80%);
2) частичное ограничение экспорта из Китая;
3) падение курса доллара;
4) рост цен на Ближнем Востоке, в США и Европе;
5) уменьшение складских запасов.

В то же время Евгений Георгиевич заверил потребителей, что в этом году наши заводы четко держат цены приблизительно на 100 дол. ниже зарубежных производителей.
Следующий доклад директора Санкт-Петербургского филиала «Метинвест Евразия» Алексея Аликовича Галимова был посвящен перспективам продвижения этой украиской компании на российском рынке. В связи с отменой пошлин на ввоз из Украины и квотой на арматуру в 30 тыс. тонн, компания «Метинвест Евразия» экспортировала в Россию в 2007 году около 10 тыс. тонн в месяц данного проката. С февраля этого года открылся филиал в Санкт-Петербурге, в планах которого войти в десятку лидеров металлоторговцев за 1,5 года и продавать более 8000 тонн в месяц готового проката.

Заключил секцию производителей доклад директора генерального торгового представительства ОАО «Каменск-Уральский Металлургический завод» Александра Игоревича Соколова. По его данным в 2007 году было произведено 542 тыс. тонн алюминивых полуфабрикатов. Потребление составило около 430 тонн, из них 120 тыс. тонн пошло на рынок упаковки, 95 тысч. тонн — в строительный сектор и 215 тыс. тонн — для нужд машиностроения. Производство ОАО «КУМЗ» в 2007 году составило 51 тыс. тонн готовых алюминиевых полуфабрикатов.

Вторую сессию конференции — «Металлотрейдеры» — открыл доклад исполнительного директора Союза специализированных инженерно-строительных компаний «Инжспецстрой» Бориса Борисовича Бутова. Он отметил, что если в строительстве доля металла доходит до 10%, то в инженерных коммуникациях может составить до 50-70%! Среднесрочные планы города по объемам инвестиций в инженерное строительство на ближайшие 4-5 лет составляют до 500 млрд. рублей, из них в этом году планируется потратить 80-90 млдр. рублей. Метраж трубопроводов, который будет освоен — 80-100 км труб диаметром до 700 мм. И не смотря на замещение металла альтернативными видами труб (из стеклопластика, поливинилхлорида, полиэтилена и др.), объемы металлопотребления все равно будут расти.

Затем выступил заместитель генерального директора «ТиссенКрупп Материалс» Николай Алексеевич Хмелевской. Он рассказал о перспективах рынка потребления нержавеющего проката, который оценил в 236 тыс. тонн. Ситуация для торговцев и производителей нержавейки в прошлом и начале этого года сформировалась не самая благоприятная. Из-за значительного падения цен на никель, стоимость нержавеющего проката постоянно падает, однако по прогнозам специалистов Тиссен Крупп до сентября-октября падать не будет. Еще одна тенденция рынка — увеличение конкуренции. Несмотря на открытие все новых складов сетевиками, 90% потребителей традиционно работают с поставщиками из Москвы и Санкт-Петербурга. На рынке преобладает импортный прокат как из Европы, так и из Азии.

Председатель правления ОАО «Руструбпром» Игорь Александрович Силиверстов отметил в своем докладе о большом значении в строительстве инженерных сетей шпунта Ларсена. Данный вид проката широко востребован в последнее время, и значительная его часть импортируется.

Менеджер проекта «Обработка арматурной стали» компании «Петрометалл» Антон Владимирович Кремм рассказал о современных технологиях обработки арматуры, которая внедрена на предприятии. Это позволяет строителям экономить 22% стоимости на арматуре, которая составляет 69% от всего металла на 1 кв. м жилья. Передовое правильно-отрезное оборудование, которое также работает на площадках компании, позволяет экономить потребителю до 8% из-за уменьшения отходов металла.
Генеральный директор «Балтик ЛТД» Игорь Джавадович Джавадов поделился опытом поставок двутавровых балок из Китая. Компания работает с китайским производителем, выпускающим 3300 тыс. тонн балки в год из сталей аналогов ст3 и 09Г2С. В процессе взаимодествия с партнером была проведена стандартизация проката на соответствие ГОСТу. Тем не менее, были отмечены такие недастатки, как проблемы в логистике — металл задержали на всех этапах перевалки, и груз пришел с трехмесячным опозданием. Как отметил Игорь Джаватович, на рынке существует человеческий фактор недоверия к качеству китайского проката, который, вероятно, пропадет в процессе опыта его использования строительными компаниями. К тому же многие строители работают с зарубежными проектировщиками, а они более гибко относятся к импортному прокату.

В завершении конференции выступили руководитель отдела маркетинга «Санеста-Металл» Евгений Ильич Ганопольский и специалист компании Екатерина Логинова. Они предоставили обзор по результатам анкетирования клиентов компании и ее сотрудников на предмет покупательской удовлетворенности. В результате получились любопытные выводы: сотрудники компании относятся к ее деятельности более критично, чем клиенты. А индекс покупательской удовлетворенности, который получился в результате исследования показал, что компания идет, следуя четким маркетинговым целям.

В заключительном слове А. Г. Романов отметил, что работы у производителей и трейдеров металла в ближайшие 30 лет будет много, так как именно столько нужно времени, чтобы догнать передовые страны по объемам строительства.

Варгасова  Е. В.