Металлы и цены

Обзор рынка алюминиевых профилей

Статья опубликована в номере 5 (159)-2008

Поиск по статьям

По мнению некоторых специалистов, рынок алюминиевого профиля в нашей стране еще находится в стадии становления. Одна из причин этому — низкое потребление профиля на душу населения, — на порядок меньше, чем в развитых европейских странах. Однако, последние тенденции, особенно в развитии строительного сектора и автопрома позволяют предполагать, что ситуация будет постепенно выравниваться.

алюминиевый профиль

Алюминиевая Росссия

В России, в структуре производства товарной продукции алюминиевых компаний около 80% составляет первичный алюминий, большая часть которого идет на экспорт, где успешно конкурирует на мировом рынке за счет невысокой стоимости электроэнергии и более низких затрат на оплату труда.

Мировое производство алюминия растет с каждым годом. В 2007 г. было произведено 37,41 млн. тонн. На рынке отмечаются процессы консолидации. Но при этом, отмечают специалисты, в прошлом году темпы развития алюминиевой промышленности России были невысокими, и существенную роль здесь играет недостаточно развитый внутренний рынок и низкий спрос, а также защищенность рынков развитых стран от ввоза алюминиевой продукции глубокой переработки.

На российском рынке алюминия сформировались мощные производственные холдинги. В выпуске же алюминиевых профилей консолидации пока не наблюдается. Наоборот, на рынок приходят все новые и новые игроки, и его структура постепенно размывается. Более того, действующие предприятия ставят дополнительные прессы, увеличивая тем самым свои мощности. И здесь, отмечают эксперты, при небольшом внутреннем потреблении, есть вероятность того, что предложение превысит спрос. При определенных проблемах с экспортом отечественных профилей, если случится кризис перепроизводства, проблемы со сбытом могут подтолкнуть игроков к слияниям и поглощениям.

Объемы потребления алюминиевой продукции в России растут, в основном, за счет строительства, а темпы использования алюминия в авиации, автопроме и других отраслях увеличиваются не так быстро, как хотелось бы многим. Даже в заявленных проектах автопрома по сборке машин иностранного производства доля отечественного производителя не предполагается высокой. В результате складывается парадоксальная ситуация, отмечают эксперты: подавляющая часть отечественного алюминия из России экспортируется, тогда как ввозиться будет в виде различных комплектующих, производство которых вполне можно было бы осуществлять и в нашей стране.

Виды алюминиевых профилей

Алюминиевые сплавы обладают целым рядом достоинств, что и обусловило их широкое применение в различных отраслях. В частности, это — высокая механическая прочность при малой плотности, стойкость к атмосферным воздействиям, долговечность, значительные, по сравнению с конкурирующими материалами, межремонтные сроки, хорошая обрабатываемость давлением и резанием, пластичность, высокая хладостойкость, возможность вторичной переработки с незначительными энергозатратами и др.

По назначению различают следующие виды алюминиевых профилей: строительный и архитектурный, транспортный, электротехнический, универсальный.

Строительный и архитектурный профиль изготавливают из сплавов марок АД31, АД35, АД33 и применяют для изготовления ограждающих конструкций, фасадов, окон, дверей, торгово-выставочного оборудования, оформления внутреннего интерьера и пр. Под транспортным профилем понимается профиль, используемый в авиа-, автомобиле- и судостроении, другого подвижного состава, а также в производстве лифтов. Для его изготовления используют алюминиевые сплавы марок Д1, А2, А5, А6, 1915, 1560 и др. Для производства лектротехнического профиля используют сплавы марок АД0, АД1, АД31. Из него изготавливают электротехнические алюминиевые шины, теплообменники, элементы радиаторов, конвекторов, холодильного оборудования, кондиционеров и т. д. К универсальному или стандартному профилю относят: уголок, швеллер, тавр и т. д. Можно выделить и такой сегмент потребления, как производство спортивного инвентаря. Экструдированный алюминий используется для изготовления деталей велосипедов, автокаров, гимнастического оборудования, оборудования для кемпинга и пр.

Алюминиевые профили также разделяют на прессованные и холодногнутые. Прессованные профили изготавливают горячим прессованием на гидравлических прессах, гнутые — из листов и лент толщиной до 4 мм гнутьем их в холодном состоянии.

Прессованные профили классифицируются по состоянию материала — без термической обработки, закаленные, состаренные; по форме сечения — сплошные и полые; по точности геометрических размеров — с нормальной точностью, с повышенной точностью, с особой (высшей) точностью.

По качественным показателям алюминиевые профили в строительстве подразделяются на холодный алюминий, применяющийся в конструкциях, где сохранения тепла не требуется и теплый алюминий, отличительной особенностью которого является наличие термомоста.

Окрашивание алюминиевого профиля производят путем нанесения порошкового полимерного покрытия, декорирования или анодирования. Основные потребители окрашенных или анодированных профилей — производители различных алюминиевых конструкций. При этом следует отметить, что большинство потребителей (более 50%) используют неокрашенный профиль.

Сферы применения в строительстве

В самом большом по потреблению секторе — строительстве, профили используются при наружном оформлении помещений (фасадные конструкции, витражи, ограждения для балконов и лоджий) и внутреннем (окна и двери, жалюзи, входные группы, элементы интерьера). В эту подгруппу входит и световое оформление помещений, для которого используются специальные шинные системы.

Алюминиевый профиль также применяется для изготовления наружной рекламы (обычной и световой).

Основные российские производители

Предприятия по производству алюминиевого проката и продукции высокого передела можно разделить на несколько групп. Прокатно-прессовые производства. Это — компании Самарский металлургический завод, Каменск-Уральский металлургический завод, Ступинская металлургическая компания, Белокалитвенское металлургическое производственное объединение, Верхне-Салдинское металлургическое производственное объединение, Красноярский металлургический завод. Прессовые производства — например, компании «Агрисовгаз»(Калужская обл.), «Мосметаллоконструкция». Фольгопрокатные производства — как компании Фольгопрокатный завод (Санкт-Петербург), «Саянал» (Саянская фольга). Производство прочей продукции, в т. ч. банок — например, компании Дмитровский опытный завод алюминиевой консервной ленты, «СУАЛ-Порошковая Металлургия». Производство металлоконструкций — компании «Алюминиевые Строительные Конструкции»(Самара), «Татпроф» (Татарстан), «Энерготехмаш» (Самарская обл.).

Одними из крупнейших специализированных производителей алюминиевого профиля являются Завод «Мосметаллоконструкция», «Алюминиевые строительные конструкции» (Самара), «Агрисовгаз». На долю этих предприятий приходится более 70% всего производства стройконструкций и элементов из алюминия. Они же, перерабатывая часть собственного профиля, выпускают и металлоконструкции. Производством профиля занимаются и перечисленные прокатно-прессовые предприятия, а также ЛПЗ Сегал (Красноярский край), Реалит (Калужская обл.), Алютех (Республика Беларусь), БК-Алпроф (Ростовская обл.), компания «Аэроалюминий» (Ростовская обл.), «Стройметаллконструкция» (Санкт-Петербург), «Воронежский алю? ми? ниевый завод» (Воронежская обл.), «Первый профильный завод» (Татарстан), «НПО «Сибпрофиль» (Новосибирская обл.), «Алунекст» (Ростовская обл.),»Корпорация «ВСМПО-Ависма» (Свердловская обл.) и др.

Региональная структура производства алюминиевых профилей характеризуется высокой степенью неравномерности. Большинство существующих производств сосредоточены в Европейской части страны. В частности, на долю Центрального федерального округа приходится около 50% общероссийского выпуска данной продукции.

Производственные мощности российских предприятий позволяют выпускать около 210 тыс. тонн прессованных профилей. Специалисты прогнозируют увеличение объемов производства в среднесрочной перспективе на 6-8% в год. Предполагается, что к 2012 г. производство профилей из алюминиевых сплавов в России достигнет 240-320 тыс. тонн. При этом, инвестиционные вложения в предприятия не отличаются широким размахом, что связано с невысоким внутренним спросом на продукцию из алюминия, вследствие чего мощности перерабатывающих предприятий остаются недозагруженными.

Объемы потребления российского рынка

В России структура рынка потребления алюминиевых профилей в 2007 г. изменилась, в среднем, на 10-14% в большую сторону, лишь в таком секторе, как торговая недвижимость, прирост потребления по отношению к 2006 г. вырос на 37%. В частности, в строительстве офисной недвижимости объем потребления составил 5,5 тыс. тонн, в жилой недвижимости — 84 тыс. тонн, в торговой недвижимости — 8,1 тыс. тонн. Отдельное место в потреблении алюминиевого профиля занимает производство мебели — например, шкафов-купе, потребление в этом сегменте составило более 5,3 тыс. тонн. Автомобилестроение использовало около 7,3 тыс. тонн алюминия.

Если рассматривать потребление профиля по ассортиментным группам, то на первом месте находятся профили, применяющиеся в строительстве. Объем потребления в 2007 г. архитектурных профилей составил 63 тыс. тонн, интерьерных — 25,2 тыс. тонн, строительных — 15,4 тыс. тонн. Потребление машиностроительных профилей составило около 7 тыс. тонн, электротехнических — 2,8 тыс. тонн. Отдельное место в потреблении занимают профили для рекламных конструкций — их потребление составило 2,8 тыс. тонн.

Если говорить про импорт, то из-за границы поставляются, в основном, профили высокой отделки (анодированный, с предварительной обработкой поверхности, полированный электрохимполированием или окрашенный в нестандартные цвета). Такой профиль в России почти не производится, и завозится из Европы, в частности, из Германии, Финляндии, Испании, Германии, Голландии, Польши, Турции.

Дорогие алюминиевые конструкции везут также из Швейцарии, Хорватии, Литвы, Кореи. При этом, одним из ключевых потребителей импортного профиля является Московский регион.

Тенденции потребления

Основные отрасли — потребители алюминия в настоящее время демонстрируют рост. При существующих темпах, как было отмечено выше, прирост потребления профиля в год будет составлять от 10 до 20%. Существенное влияние могут оказать заявленные проекты в авиастроении, судостроении, автомобилестроении. Вследствие реформирования энергетического комплекса России следует ожидать увеличения потребления и в этом секторе. Кроме того, есть основания полагать, что спрос вырастет и за счет подъема строительства в регионах. Одно из основных направлений развития данной отрасли — расширение ассортимента и повышение конкурентоспособности в условиях жесткой конкуренции с зарубежными компаниями.

Основываясь на уровне потребления алюминиевых профильных систем на европейском рынке, специалисты оценивают потенциал российского рынка примерно в 500 тыс. тонн. Однако же реальная емкость рынка составляет около 140 тыс. тонн. Рост внутреннего производства в последние годы составляет около 30%, при том, что увеличение импорта алюминиевых профильных систем составляет менее 1%.

Н. Александров
По материалам: «Металлоснабжение и сбыт», «Эксперт-Северо-Запад»,
www.advis.ru, ИА «Инфолайн»,
Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков.