Металлы и цены

Три ведущих игрока. Российский метизный рынок

Статья опубликована в номере 4 (158)-2008

Поиск по статьям

За последние два года на отечественном метизном рынке произошла консолидация: ведущие игроки укрупнили свои предприятия, образовав производственные холдинги. На страницах нашего журнала мы познакомим читателей с тремя крупнейшими компаниями, контролирующими в совокупности более 50% национального рынка метизных изделий.

ММК-МЕТИЗ

C 1 июня 2006 года на российском и мировом метизном рынке появилась мощная производственная структура с общим числом работающих более восьми тысяч человек — открытое акционерное общество «Магнитогорский метизно-калибровочный завод «ММК-МЕТИЗ». ОАО «ММК-МЕТИЗ» возникло в результате слияния двух старейших заводов Магнитки — метизно-металлургического и калибровочного.
До этого в 2003 году была образована управляющая компания «ММК-МЕТИЗ», созданная для решения проблемы координации деятельности метизно-металлургического и калибровочного заводов. Объединение единой сбытовой и ценовой политикой, стратегией выпуска продукции позволило трудовым коллективам МММЗ и МКЗ перестать воспринимать друг друга в качестве конкурентов.

В 2005 году заводы заняли второе место по объемам продаж среди производителей метизов России.
С 1 июня 2006 года заводы действуют как единое юридическое лицо ОАО «ММК-МЕТИЗ».
В 2006 году рост выпуска продукции по сравнению с предыдущим годом составил 24% , выручка от реализации товарной продукции по сравнению с тем же периодом увеличилась на 36% .
В 2007 году в ОАО «ММК-МЕТИЗ» сертифицирована система менеджмента качества на соответствие требованиям ISO/ TS 16949: 2002 «Особые требования по применению ISO 9001:2000 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части». В 2007 году была проведена сертификация проката холоднодеформированного периодического профиля класса В500С для армирования железобетонных конструкций в системе ГОСТ Р, получен сертификат соответствия. Доля продукции ОАО «ММК-МЕТИЗ», сертифицированной в различных системах, составляет примерно 70% от общего выпуска.

ОАО «ММК-МЕТИЗ» по итогам 2007 г. выпустило 746,62 тысяч тонн метизной продукции, что на 22% превышает показатель 2006 года. Основным поставщиком технологического металлопроката для ОАО «ММК-МЕТИЗ» является ОАО «ММК».
Наиболее высокие показатели были достигнуты в производстве железнодорожного крепежа, проволоки общего назначения, гвоздей проволочных, стали калиброванной, штрипса, проволоки порошковой.
Для ОАО «ММК-МЕТИЗ» 2007 год стал первым полным календарным годом действия общества как единого предприятия.

Северсталь-Метиз

Компания «Северсталь-метиз» была создана 1 июля 2004 года в качестве управляющей для трех заводов: ОАО «ЧСПЗ» (г. Череповец), ОАО «ОСПАЗ» (г. Орел), ООО «ВолгоМетиз» (г. Волгоград). Процедура реорганизации ЗАО «Северсталь-метиз» путем присоединения ОАО «Череповецкий сталепрокатный завод», ОАО «Орловский сталепрокатный завод» и приобретения имущественного комплекса ООО «ВолгоМетиз» была официально завершена 1 января 2006 года.
2006 год стал для компании годом экспансии на зарубежные рынки. Компания получила международный статус благодаря заключению сделкок по приобретению акций украинского предприятия «Днепрометиз» и по покупке британской компании Carrington Wire Limited . Дочерние предприятия «Северсталь-Метиз»: ЮниСпринг (Россия, Череповец), ЮниФенс(Россия, Череповец), Орелкорд (Россия, Орел), Стиллейс (Россия, Орел).
«Северсталь-метиз» занимает лидирующее положение в российской отрасли (26% рынка), является крупнейшим экспортером металлоизделий из России в страны Европы и СНГ (порядка 40% от общего экспорта). По итогам 2006 года предприятия группы «Северсталь-метиз» произвели 1,1 млн. тонн метизов. Выручка группы за 2006 год около 22,8 млрд. рублей (838,9 млн. долларов).

Объем отгрузок метизной группы за 9 месяцев 2007 г. составил 796,1 тыс. тонн, что на 2,5% меньше прошлогоднего (816,4 тыс. тонн).
В 2007 г. ОАО «Северсталь-метиз» снизило свою долю на российском рынка с 31% до 26%: компания приняла решение о переориентации производства на выпуск изделий с максимальной добавленной стоимостью. Такая стратегия позволит компании. по мнению ее руководства, оставаться лидером метизного рынка, но уже не за счет количества, а за счет ценности продукции.

Мечел-Метиз

«Мечел» — одна из ведущих российских компаний в горнодобывающей и металлургической отраслях; объединяет производителей угля, железорудного концентрата, никеля, стали, проката и метизной продукции. В начале 2006 г. «Мечел» создал 100% дочернюю компанию Мечел-Метиз. Мечел-Метиз осуществляет реализацию метизной продукции заводов «Ижсталь», Белорецкого металлургического комбината, Вяртсильского метизного завода, румынских предприятий «Мечел Кымпия Турзий» и «Мечел Тырговиште», литовского завода «Мечел Нямунас» на российском и мировом рынках.
В 2005 г. консолидированный объем выпуска метизов «Мечела» составил 557 тыс. тонн.
В 2007 г. объем выпуска метизов комании «Мечел-Метиз» составил 683 тыс. тонн, что на 12% больше показателей 2006 г.
Руководители «Мечела» считают, что 2007 г. был исключительно удачным для производственной деятельности компании, ей удалось увеличить объемы выпуска основных видов продукции.
Кроме трех крупнейших метизных холдингов заметную роль в производстве продукции занимают «Евразхолдинг» (Западно-Сибирский металлургический комбинат) и «Металлургический холдинг» (Уральский завод прецизионных сплавов, Ревдинский метизно-металлургический и Нижнесергинский метизно-металлургический заводы). В совокупности все перечисленные предприятия производят 80-85% всего объема выпуска отечественной метизной продукции.

Однако же, несмотря на наращивание темпов роста выпуска метизов и постоянно ведущиеся работы по переоснащению производства, ведущие предприятия, на взгляд экспертов, не успевают за изменениями рынка. Так, по данным Ассоциации «Росметиз», к примеру, общий объем годового потребления строительного крепежа в России в 2007 г. оценивался приблизительно в 160 тыс. тонн, при этом только 25% строительного крепежа было произведено отечественными предприятиями, остальное пришлось на импорт.
По мнению экспертов, потребление строительного крепежа растет на 15% ежегодно, однако же этот рост достается отнюдь не отечественному производителю: по данным «Росметиза» отечественная промышленность каждый год теряет 10-15% объема производства в этом секторе, постепенно сдавая рынок китайским компаниям, являющимся мировыми лидерами по объемам выпуска. Озабоченность вызывает и состояние дел с автомобильным крепежом, который ввозится в Россию для иностранных сборочных производств.
По мнению специалистов, существенную роль в развитии отечественного метизного и крепежного производства должны играть малые и средние предприятия — Россия должна следовать мировой практике в этом вопросе. В качестве примера эксперты приводят крепежное производство в Китае, которое за короткий период, семь-десять лет, стало крупнейшим в мире с годовым объемом 4-4,5 млн. тонн (мировое производство крепежа 14-15 млн. тонн). И другой пример: на Тайване доля малых и средних предприятий в выпуске метизов составляет около 80%, в США — 70%, в Европе приближается к 60%.

Н. Александров,
по материалам сайтов компаний
www.mechel.ru,
www.mmk-metiz.ru,
Ассоциации www.chspz.ru, «Росметиз».