Металлы и цены

Опрос «Известий»

Статья опубликована в номере 7 (227)-2012

Поиск по статьям

Владимир Макаров, независимый аналитик автомобильного рынка

— Думаю, нет. Например, специалисты АвтоВАЗа считают, что продукция? зарубежных металлургов отличается более высоким качеством, чем отечественная, и готовы использовать иностранный металл для производства автомобилей типа Lada, Renault и Nissan, что, конечно, удивляет. В нашей стране давно уже можно было наладить бесперебойную поставку «своих» стальных листов для сборки авто, но почему-то наши производители не горят энтузиазмом. Хотя, скажем, «Фольксваген» в начале этого года заключил контракт с «Северсталью» на поставку отечественного железа для производства их машин на заводе под Калугой.

Знаете, если рассматривать глубже, то ситуация получается парадоксальная. Почти все иностранные автопроизводства в России стараются завозить комплектующие для своих машин со своей родины, то есть из-за рубежа. С таким подходом Россия теряет больше, чем может показаться на первый взгляд: вместо того чтобы полностью перейти на полноценную сборку авто, а не «отверточную» по технологии SKD, мы тормозим.

Половина продающихся у нас машин собирается в России. Однако четверть из них — из иностранных комплектующих, а это около 250 тыс. машин ежегодно. Дальше показатель будет расти не только из-за увеличения объемов производств, но и из-за того, что будут появляться новые заводы по сборке автомобилей зарубежных автоконцернов. Нужно ставить своей целью собирать из наших ресурсов, но по «их» технологиям. Пока же эта часть производства развита слабо.

Николай Белов, заместитель заведующего кафедрой технологии литейных процессов НИТУ «МИСиС»:

— Пока трудно сказать. Появление новых предприятий автопрома предполагает? увеличение потребления металлопродукции, и с таких позиций это, естественно, выгодно металлургам. Однако важно, чтобы была использована отечественная продукция — отливки, листы, штамповки, профили и другие необходимые материалы. В настоящее время это не так. В частности, алюминиевое литье для автомобильных заводов, построенных иностранными фирмами, поступает из-за рубежа, а не с предприятий российских производителей. Зачастую это связано с недостаточно высоким качеством фасонных отливок, выпускаемых на наших предприятиях. Но поскольку автопром представляет собой один из наиболее емких и быстрорастущих рынков, приход иностранных автогигантов в Россию заставит наши предприятия инвестировать собственные средства в качество, другого пути нет.

Дмитрий Ляховский, главный редактор журнала «Металлоснабжение и сбыт»:

— Да, способствует. Несмотря на то что доля автопрома в потреблении металла у нас пока, к сожалению, невелика, потенциал роста огромен. Главное — суметь правильно им воспользоваться. К примеру, потребление только холоднокатаного листа в автомобильном секторе вырастет с нынешних 0,25 млн тонн до 1,3 млн тонн по прогнозам к 2015 году. Такие лидеры отрасли, как ММК, НЛМК и «Северсталь», вводят современные линии непрерывного горячего цинкования, развивают штамповочные и автокомпонентные производства (Интеркос-IV ММК, СМЦ «Cеверсталь-Гонварри-Калуга» и СП «Северсталь-Gestamp»), наращивают мощности по выпуску холоднокатаного проката для автопрома. Например, в июле на ММК будет введена в эксплуатацию вторая очередь прокатного стана стоимостью $1,5 млрд.

Главные условия автомобильного будущего — вес автомобиля и его функциональность. Уменьшение массы без увеличения стоимости — вот какая задача стоит сегодня перед автомобилестроителями и металлургами. В авто будущего будет использоваться очень много высокопрочной микролегированной стали, а также мартенситные, двухфазные стали, трип-стали — их разработка стимулирует усиление инжиниринга в металлургических компаниях и увеличение вложений в научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. Главное, чтобы все эти разработки шли в России, нам нужно минимизировать использование иностранных технологий.

Думаю, что в скором времени автомобили пойдут по пути удешевления с сохранением максимально возможной долговечности, а нашим инженерам и технологам стоит активно заняться не только новыми технологиями, но и грамотно использовать существующие. Пока большая часть материалов для сборки автомобилей будет завозиться на территорию нашей страны самими автокомпаниями, отечественные «успехи» на этом поприще будут продвигаться небольшими темпами.

Сергей Катырин, президент ТПП РФ:

— Если есть спрос, то появляется и предложение. Открытие иностранными компаниями в России производств по сборке автомобилей в определенной степени способствует развитию отечественной металлургии. Например, «Фольксваген» и «Рено», выпускающие свои автомобили в России, уже используют наш металл. Покупается продукция «Северстали», «Магнитки», Новолипецкого металлургического комбината. Но есть ложка дегтя: наш прокат используется для изготовления внутренних, а не лицевых, более качественных деталей кузова, они завозятся из-за рубежа.

Вообще, поставленный вами вопрос шире, чем кажется на первый взгляд. Автокомпании должны добиться определенной степени локализации производства. Это наше условие: экономике для развития в нужном направлении не очень нужны предприятия, где единственный российский компонент — отвертка, соединяющая импортные узлы. К сожалению, качество российской продукции пока нечасто отвечает требованиям автопроизводителей.

Понятно, по мере роста выпуска автомобилей логистика потребует активнее пользоваться нашей продукцией — поставки из-за рубежа дорого стоят. Нужна конкуренция и, возможно, даже некоторые экономические шаги государства. Вот когда поставки для автомобилей станут приносить очень серьезный стабильный доход металлургам — тогда начнется конкуренция и кардинально вырастет качество. А ответ на поставленный вопрос будет однозначно один: положительный.

Чанг-Вон Парк, вице-президент компании Hankook Tire в России и странах СНГ:

— Однозначно, да. Конечно же, автопроизводителю выгоднее заключить длинную сделку на поставку металлопроката с локальным производителем — это и снижение затрат на транспортировку, и отсутствие таможенных издержек. К тому же надо помнить, что производителя прежде всего интересует соотношение «цена — качество», а качество российского проката не просто соответствует потребностям рынка, но давно уже достигло мирового уровня.

Следует отметить, что пока оцинкованный листовой металлопрокат в своем автомобильном производстве ис¬пользует в основном АвтоВАЗ. А вот остальные заводы, работающие на территории России, устанавливают готовые штампованные детали, импортируемые из-за рубежа. Но в перспективе ожидается дальнейший рост объема автомобильного рынка России.

А это приведет к увеличению объема выпуска продукции иностранных и локальных автоконцернов, уже работающих на местном российском рынке, а также привлечет новых игроков на локальный рынок. Что мы и наблюдаем в последнее время. Значит, в ближайшем будущем потребуются несравнимо большие объемы металлопроката для автопроизводителей, и это приведет к общему росту потребления как российской, так и, возможно, импортируемой металлопродукции. Следовательно, рост объемов потребления продукции российской металлургии в целом обеспечен.