В отношении спроса на коксующийся уголь все эксперты проявляют редкое единодушие. Очевидно, что он будет увеличиваться за счет роста потребления в Азии ? в первую очередь, в Китае и Индии. С поставками же ситуация иная, хотя понятно, что их объем будет зависеть, прежде всего, от экспорта из Австралии и Северной Америки.
Сейчас лидирующий экспортер — Австралия — контролирует 64% мирового рынка, и ожидается, что к 2015 году ее экспорт возрастет до 192 млн. т по сравнению с около 160 млн. т в текущем. Однако пока еще трудно предсказать, как именно скажутся на местных угольных проектах свежеиспеченный налог на сверхприбыли, введенный австралийским правительством. Кроме того, временные коррективы всегда может внести непредсказуемая австралийская погода.
Любые перебои с поставками из Австралии будут способствовать расширению экспорта коксующегося угля из США и Канады. Если спотовые цены пойдут на подъем, зарубежные операции станут выгодными для североамериканских производителей. Наконец, на этом рынке появились новые игроки — Мозамбик, Индонезия и Монголия. В долгосрочном плане эти страны будут обеспечивать значительную часть поставок коксующегося угля на мировой рынок.
Так, Мозамбик декларирует грандиозные планы увеличения угольного экспорта до более 100 млн. т. В отличие от южноафриканских экспортеров энергетического угля, утративших прибыли из-за падения цен, проекты в Мозамбике, где расположены, преимущественно, месторождения коксующегося угля и есть порты на побережье Индийского океана, менее чувствительны к проблемам европейской экономики и спаду потребления из-за теплых зим.
Сейчас в стране начата реализация ряда проектов добычи коксующегося угля, причем осуществляют их крупные международные компании. В частности, бразильская Vale в первом квартале добыла на месторождении Moatize 694 тыс. т угля, из которых 501 тыс. т — коксующийся. Это — почти половина объема производства ее угольного подразделения. Начиная с 2014 года, Vale планирует добывать на этом месторождении 11 млн. т в год, благодаря чему Мозамбик станет центральной площадкой ее угольного бизнеса.
В свою очередь, австралийская Rio Tinto в феврале текущего года начала добывать коксующийся уголь на месторождении Benga. Сейчас этот разрез обеспечивает сырьем ее партнера (35%) Tata Steel Europe, но Rio Tinto утверждает, что в будущем главным рынком для Benga станет Азия, в частности, Индия. Правда, сроки начала поставок на мировой рынок пока остаются неопределенными, поскольку в Мозамбике развитие инфраструктуры для транспортировки и экспорта сырья изрядно отстает от скорости освоения месторождений. По прогнозу Геррита Лока, директора по углю компании Hatch Africa, в реальности Мозамбик сможет в 2015 году экспортировать не более 12 млн. т коксующегося угля.
В Индонезии, где тоже есть богатые месторождения коксующегося угля, у добывающих компаний возникли проблемы регуляторного характера. Правительство вознамерилось ввести экспортную пошлину на уголь, базовые металлы и железную руду в размере 25%, а в 2013 году — удвоить ее. Еще хуже для развития отрасли, что в феврале президент Сусило Бамбанг Юдойоно подписал указ, который ограничивает максимальные доли иностранных компаний в месторождениях и обязывает их продать «излишки» индонезийским фирмам или правительству в течение первых десяти лет добычи. Потенциально это опаснее экспортной пошлины: как утверждают горнорудные компании, срок окупаемости инвестиций в «гринфилды» в отрасли составляет от10 до 20 лет, поэтому решение президента приведет к отсутствию новых проектов в добывающей промышленности.
Однако индонезийское угольное лобби сумело добиться исключения для своей отрасли, во всяком случае, в части пошлины. Уголь не был включен в перечень 14 видов минерального сырья, для которых, начиная с 6 мая, действует 20%-ная экспортная пошлина. Эди Прасоджо, руководитель угольного подразделения Министерства энергетики и минеральных ресурсов Индонезии, объяснил, что правительство пока изучает варианты «подходящей политики» в отношении угольной отрасли, хотя ее бурное расширение вызывает у властей определенное беспокойство. Ожидается, что объемы добычи будут увеличены от 330 млн. т в 2011 году до 450 млн. т в
У Монголии, поставки коксующегося угля из которой уже заметно потеснили австралийский экспорт в Китай, другая проблема — логистика. В стране находится одно из крупнейших в мире неразработанных месторождений коксующегося угля — Таван-Толгой (запасы — около 2,6 млрд. т). По словам специалистов, годовой объем добычи может быть увеличен до 5 млн. т, причем, весь этот уголь будет предназначен для китайского рынка. Однако фактически экспортный потенциал месторождения будет определяться пропускной способностью железной дороги. По оценкам Всемирного банка, возможный объем добычи вполне оправдывает инвестиции, необходимые для расширения этого транспортного коридора.
Впрочем, в любом случае монгольский коксующийся уголь и дальше будет вытеснять австралийский с китайского рынка. По прогнозу британского банка HSBC, в 2012 году объем его экспорта достигнет 28 млн. т — на треть больше прошлогодних 21 млн. т. Монгольский уголь выгоден Китаю по ряду причин. Он имеет преимущества в цене и качестве перед коксующимся углем китайской добычи и дешевле австралийского.
Кстати, сейчас у Монголии наметился еще один экспортный маршрут. Индийская государственная сталелитейная компания SAIL рассматривает возможности добычи железной руды и коксующегося угля, а также строительства сталелитейного завода в Монголии. Правда, остается неясным, как SAIL собирается решать проблемы логистики для экспорта в Индию. Впрочем, оператор месторождения Таван-Толгой компания Energy Resources уже заключила соглашение с российской группой Evraz, которая стала ее основным партнером по перевалке угля на экспорт, организовав в партнерстве с РЖД логистическую цепочку доставки угля железной дорогой из Монголии в Россию и далее морским путем в страны Юго-восточной Азии.
Наконец, со временем круг поставщиков коксующегося угля на азиатский рынок может расшириться за счет России, которая могла бы экспортировать сырье с Эльгинского месторождения. Правда, для этого необходимы крупные инвестиции в портовую инфраструктуру. Основываясь на планах расширения мощностей различных компаний, эксперты Hatch Africa оценивают совокупный экспортный потенциал Печорского, Кузбасского и Южно-Якутского бассейнов в 24 млн. т в год.
Rusmet. ru, Галина Резник