Для России профессия металлурга давно уже находится в ряду одной из важнейших — вместе с представителями нефтяной и газовой отрасли. Правда, ее ключевое значение для отечественной экономики далеко не всегда подкрепляется такими понятиями, как престижность и социальный статус. Кадровый состав металлургической отрасли неуклонно стареет — даже несмотря на то, что дефицит рабочих специальностей в ней сегодня огромен...
На разных этапах нашей истории привлекательность той или иной профессии для молодежи (а именно этот показатель по большому счету и определяет возможность каждой отдельно взятой отрасли решать свои кадровые проблемы) менялась довольно значительно. Впрочем, если оставить за кадром соображения романтики и «политической целесообразности», заставлявших молодых людей мечтать о полетах в космос или офицерской карьере, основными критериями выбора будущей профессии в большинстве случаев была возможность обеспечить достойное существование своей семьи, построения карьеры и, что немаловажно, реальность шансов на дальнейшее трудоустройство.
К сожалению, десятилетиями реализовать все это в рабочей специальности было по меньшей мере проблематично. В результате в стране образовалась огромная армия дипломированных юристов, финансистов и экономистов с высокими амбициями, невысокой квалификацией и весьма призрачными шансами найти работу по специальности. С другой стороны, учитывая, что лишь
Достаточно сказать, что, по данным Минобразования РФ, в настоящее время по направлению «Металлургия, машиностроение и металлообработка» на 23 500 выпускников профессиональных училищ приходится 40 тыс. вакансий. Дошло до того, что важность повышения престижа профессии квалифицированного рабочего в прошлом году отдельно подчеркнул даже Дмитрий Медведев, увязав эту проблему с перспективами улучшения инвестиционного климата в нашей стране. Мол, ни одна уважающая себя зарубежная компания не станет всерьез рассматривать крупный производственный проект без уверенности в том, что сможет найти в России достаточное количество квалифицированных кадров...
Нельзя сказать, что на государственном уровне в этом направлении ничего не делается. Как поясняет заместитель директора Департамента развития профессионального образования Минобрнауки Российской Федерации Вера Гринько, одним из способов повысить заинтересованность молодежи в получении качественного образования по отдельным рабочим специальностям является введение повышенных стипендий. С 1 января 2012 года с нынешних 400 рублей они будут повышены до «президентских»
Впрочем, выполнение любой государственной программы и, соответственно, получение ощутимой отдачи от нее — дело весьма неспешное. Так что чаще всего решать вопрос с повышением привлекательности рабочих профессий в металлургической отрасли приходится на уровне конкретных работодателей либо в лучшем случае на уровне регионов, где такие предприятия играют ключевую роль в экономике...
Перефразируя известный экономический постулат о том, что спрос диктует не только предложение, но и цену, можно с полным основанием утверждать, что труд по-настоящему квалифицированного специалиста в металлургической отрасли сегодня оплачивается довольно высоко. Во всяком случае он зачастую значительно превосходит стартовую зарплату юриста или менеджера по продажам.
Другое дело, что об этом мало кто знает. К примеру, в канун прошлогоднего Дня металлурга рекрутинговый портал SuperJob. ru попытался выяснить у россиян, престижно ли сегодня быть металлургом. Как оказалось, большая часть респондентов (37%) не смогла дать однозначного ответа на поставленный вопрос, поскольку попросту плохо представляют себе специфику этой профессии... Возможно, если бы информация о том, насколько серьезно многие металлургические компании подходят к созданию приемлемых условий оплаты труда для «рабочей смены», была более доступной, то и количество желающих попробовать себя в роли сталевара или прокатчика оказалось бы намного выше...
В целом на большинстве крупных предприятий отрасли (таких как «Северсталь», «Норильский никель» и других) уровень заработной платы рабочих значительно выше среднего по региону и вполне позволяет не испытывать серьезных кадровых затруднений. Впрочем, сама по себе высокая заработная плата не может считаться достаточно действенным механизмом повышения престижа той или иной профессии. Молодежи работа в металлургии должна быть не только выгодна, но и банально интересна. Как сделать ее таковой, предстоит решать на каждом отдельно взятом предприятии в зависимости от имеющихся возможностей и степени креативности местного руководства.
«За последние два-три года престиж профессии металлурга стал расти, о чем свидетельствует конкурс в Южно-Уральский госуниверситет: конкурс на металлургическом факультете — три-четыре человека на место», — считает заведующий отделом экономики газеты «Челябинский рабочий» Евгений Китаев. С другой стороны, по его мнению, работа в металлургии становится все более будничной и подконтрольной электронике. Это практически не оставляет возможности для «героических трудовых свершений», убивая романтику профессии.
Люди старшего поколения еще помнят, как любили в советских фильмах показывать картины «настоящего мужского труда» на металлургических предприятиях. Так вот, многие составляющие этого антуража сегодня канули в Лету в угоду росту производительности труда и технике безопасности. По¬этому и приходится использовать самые различные способы, чтобы заинтересовать вчерашних школьников сначала поступать в соответствующие лицеи и колледжи, а затем применять знания и навыки на профильных предприятиях.
Чаще всего крупные представители отрасли предпочитают проводить эту «профориентацию» уже со школьной скамьи, тесно сотрудничая со школами и техникумами в тех регионах, где расположены их производственные мощности.
К примеру, компания «Евраз», ощущающая острую нехватку в прокатчиках и сталеварах, наладила контакт с Кузнецким металлургическим техникумом.
«Во всех наших мероприятиях обязательно участвует представитель „Евраза“, который рассказывает о специфике работы на металлургических предприятиях, о преимуществах металлургических профессий. Компания готова взять всех наших выпускников, и сегодня многие ребята при прохождении практики на предприятиях фактически там трудоустроены и получают зарплату», — делится директор техникума Андрей Судьин.
По его словам, аналогичным образом ведут себя многие другие металлургические предприятия региона — «Рус-Инжиниринг», «Кузнецкие ферросплавы», «Энергия-холдинг». При этом в техникуме и сами стараются повышать престиж профессии в глазах будущих металлургов, рассказывая им, в частности, о высоком уровне социальной защищенности на большинстве предприятий отрасли.
Еще один стереотип, с которым борются преподаватели, — распространенное в обществе мнение о профессии металлурга как о чем-то непременно связанном с тяжелым физическим трудом: на уральских предприятиях, например, уже есть доменные печи, которые обслуживаются с помощью пульта управления и компьютера... Еще более «издалека» решили зайти в Тульской области, где несколько лет подряд представители компании «Тулачермет» совместно с управлением образования администрации Тулы проводят конкурс творческих работ среди старшеклассников под названием «Металлургия — выбор сильных». Ребята готовят очерки и презентации, раскрывая такие темы, как «Династия металлургов», «Герои огненной профессии» и «Металлургическая промышленность и развитие региона». Этот конкурс в компании считают неотъемлемой частью корпоративной программы по привлечению квалифицированного персонала.
Интересный подход используют в Саратовской области, где выпускники Саратовского государственного технического университета и его филиала — Балаковского института техники, технологии и управления — начинают свой путь в профессию именно с освоения рабочих специальностей. Лучшие студенты допускаются к практике в роли вальцовщика стана горячей прокатки, нагревальщика металла, оператора поста управления, вальцовщика по сборке и перевалке клетей. Причем занимает обучение три месяца и проходит непосредственно на сортопрокатном производстве «Северсталь — Сортовой завод Балаково». Студенты, получившие положительные оценки, будут трудоустроены на предприятии. Это предусмотрено договором, заключенным между компанией и обучающимися.
Всего в 2012 году практическое обучение по аналогичным программам пройдут еще около 100 жителей Балакова, желающих овладеть профессией металлурга. Это позволит полностью обеспечить потребность по металлургическим вакансиям будущего сортового завода.
«Такая схема взаимодействия предприятия и вуза очень важна и позволяет решить не только проблему адаптации молодых специалистов, но и осознать престижность и важность выбранной профессии», — подчеркивает министр промышленности и энергетики Саратовской области Сергей Лисовский.
А вот в «Евразе» основной упор делают на «выращивание» рабочих кадров внутри самой группы компаний. «На Урале и в Сибири у нас работает программа на уровне рабочего: региональные центры подготовки персонала имеют 539 лицензий на обучение рабочим специальностям. Мы стараемся буквально за руку из школы довести в училище, дальше — в техникум, мотивировать к получению рабочей специальности, — поясняет вице-президент по персоналу Наталья Ионова. — Мы хотим, чтобы специалисты, приходящие на наши предприятия, были готовы расти профессионально, понимали, что быть работником металлургической отрасли престижно».
В качестве еще одного способа повышения престижа рабочих профессий в металлургии нередко используются различные корпоративные мероприятия и программы, направленные уже на штатных сотрудников.
Целенаправленно работает в этом направлении Фонд имени Ивана и Андрея Баташевых, ежегодно присуждающий, в частности, награды и премии лучшим работникам предприятий «Объединенной металлургической компании» (ОМК) и Выксунского металлургического завода. Каждый раз вручение этих наград становится заметным событием в жизни предприятий компании и широко освещается в местных СМИ.
Свой подход используют на Волжском трубном заводе, входящем в состав ТМК («Трубной металлургической компании»). Здесь регулярно проводится церемония посвящения работников в молодые металлурги, в которой принимают участие молодые специалисты предприятия, отлично зарекомендовавшие себя уже в начале трудового пути.
Впрочем, наиболее успешно удается решать вопрос с повышением престижа рабочих профессий там, где за дело берутся не руководители отдельно взятых предприятий, а региональные власти. Так, в качестве приоритетной рассматривает эту задачу губернатор Свердловской области Александр Мишарин. Он не раз заявлял, что модернизация в промышленности — это прежде всего модернизация в головах людей, выстраивание новых систем ценностей, новых приоритетов в работе. В минувшем году в области прошел конкурс «Славим человека труда», охвативший сразу четыре отрасли: металлургию, машиностроение, энергетику и строительство.
Подобные мероприятия, вне всякого сомнения, вполне способны подкрепить престиж любой профессии наряду с повышением уровня оплаты труда и созданием надежной системы социальных гарантий. Этой точки зрения придерживается, в частности, президент «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов. Предлагаемый им подход универсален и вполне может быть использован в любой отрасли: «Необходимо внести в общественную систему ценностей новые понятия, основанные на всеобщем уважении к физическому труду, изменить подход к системе подготовки высококвалифицированных кадров. Прежде всего нужно создавать профессиональные учебные заведения для мастеров и высококвалифицированных рабочих. Любой мастер золотые руки сегодня должен работать не только руками, но все больше головой, так как появляются новые технологии, требующие высочайшей квалификации. Это требование времени. Знаю по опыту, что один из эффективных инструментов для повышения статуса рабочих специальностей — конкурсы профессионального мастерства, которые стоит проводить ежегодно во всех регионах и отраслях. Поверьте, звание „Лучший в профессии“ дорогого стоит. Помимо материального поощрения оно дает уважение коллег, друзей, знакомых. Думаю, что пройдет немного времени и понятие „рабочая косточка“ вновь займет свое достойное место в ряду других профессий и специальностей».
Роман Панюшин, Известия