Подъем цен на металлолом на мировом рынке, продолжавшийся почти два месяца, похоже, начинает выдыхаться. В конце прошлой недели трейдеры начали постепенно опускать котировки на сырье и, очевидно, продолжать действовать в том же духе и в ближайшее время.
Основными инициаторами увеличения стоимости лома в январе выступили, пожалуй, американские компании, еще в декабре начавшие готовить рынок к грядущему повышению. В качестве обоснования указывались, во-первых, праздничная пауза в сборах лома и, во-вторых, расширение спроса после Нового года, когда металлурги, как ожидалось, приступят к пополнению запасов.
Выполняя принятые ранее планы, американские поставщики в начале января подняли внутренние цены на лом на $20-30 за т и осуществили аналогичные действия на внешних рынках. Так, в странах Восточной Азии материал HMS № 1&2 (80:20) при контейнерных поставках подорожал до $460-475 за т CFR, а крупнотоннажные партии предлагались по $485-495 за т CFR. В Турции котировки на этот сорт лома достигли на пике подъема отметки в $475 за т CFR, попутно вызвав подорожание менее качественного европейского материала до $455-465 за т CFR.
Однако все эти цены в действительности оказались ценами предложения, слабо подкрепленными реальным спросом. Как оказалась потребность металлургов в металлоломе оказалась ниже ожидаемой, причем, повсеместно.
Так, например, в Восточной Азии многие заводы отказались от приобретения значительных партий сырья до наступления Нового года по китайскому календарю (23 января) из-за неопределенного состояния регионального рынка длинномерного проката. Обычно с приближением весны в этом секторе наблюдается оживление, но в этом году перспективы на него достаточно туманны вследствие замедления экономического роста в Китае и ряде других стран Восточной и Юго-Восточной Азии. В том же Китае, Корее, Малайзии, Вьетнаме многие мини-заводы работают со значительной недогрузкой мощностей, порой составляющей до 50%, и пока не планируют наращивать выпуск. Да и цены на длинномерный прокат в регионе несмотря на все попытки их поднятия в последние несколько недель остаются низкими. Так, китайская и корейская арматура на февраль предлагается всего лишь по $630-660 за т FOB.
Характерным признаком ослабления регионального рынка стало снижение цен на металлолом в Японии. Компания Tokyo Steel Manufacturing, которая всегда очень тщательно отслеживает рыночную конъюнктуру, с начала текущего года трижды опускала закупочные цены на лом на своих заводах. Экспортные котировки на японский материал Н2 в январе, как правило, не превышали $410-420 за т FOB.
Китайские компании в последнее время вообще находятся вне рынка. Внутренние цены на металлолом, соответствующий HMS № 1&2, находятся в восточных провинциях на уровне $520-530 за т с доставкой и НДС, что делает бессмысленными импортные сделки при ценах выше $445-450 за т CFR. При этом, производители стали ведут себя осторожно, стараясь не создавать значительных запасов сырья. Стоимость длинномерного проката в стране непрерывно падает с августа прошлого года, опустившись до самого низкого значения за последние 15 месяцев. И далеко не факт, что она снова пойдет в рост в феврале.
Не отмечалось особого ажиотажа в январе и на турецком рынке. Местные металлургические компании смогли в декабре и начале января поднять котировки на заготовки и арматуру, но рост на этом рынке в очередной раз уперся в потолок, установленный еще в 2010 году правительством Саудовской Аравии, зафиксировавшим внутренние цены на длинномерный прокат. В последние дни турецкие покупатели просто игнорировали предложения американских трейдеров, заставив их сбить цены до $470 за т CFR и менее. Кроме того, пассивность потребителей заставила пойти на уступки европейцев, которые могут демпинговать благодаря низкому курсу евро по отношению к доллару.
Да и в самих США спрос на металлолом в январе оказался меньше, чем ожидалось. Многие металлургические компании сообщали об обилии предложения сырья, превышавшего их нужды. По сути, лом в США все-таки подорожал, в основном, благодаря тому, что и сами производители стали в январе взвинтили котировки на свою продукцию. Однако вероятность продолжения той же политики в феврале выглядит уже не слишком высокой.
В принципе, поставщики металлолома не оставляют надежды на рост в феврале. В следующем месяце должны возобновиться закупки в Азии, а в Европе и на Ближнем Востоке будет уже ощущаться приближение весны. Но вполне возможно, что и эти планы не удастся воплотить в жизнь из-за недостаточного спроса.
Rusmet. ru, Виктор Тарнавский