Тревожные настроения на мировых рынках металлопродукции, пока не сказались на показателях работы российских предприятий. Продажи железорудного сырья на внутреннем рынке остаются стабильными. Лето завершилось небывалыми показателями роста по экспорту. Однако, производство на мировом рынке черной металлургии уже который месяц снижается, цены на металлопродукцию стагнируют и понемногу уходят в минус. Эксперты констатируют, что «осеннее» настроение хоть и с запозданием, но скажется на результатах работы российских рудников и горно-обогатительных комбинатов, а значит и на перевозках по группе руда железная и марганцевая.
Впервые после посткризисного восстановления мировое производство стали показывает отрицательную динамику. Хотя в январе-августе текущего года было выплавлено 1011,3 млн. тонн стали — на 8,2% больше, чем за тот же период предыдущего года, начиная с июня производство сокращается. В августе по сравнению с предыдущим месяцем отрицательная динамика составила 2,3% — до 124,6 млн. тонн, сообщает World Steel Association (WSA). Снижение оборотов обусловлено избытком предложения на рынке и недостаточным спросом.
Несмотря на неблагоприятную конъюнктуру, металлургические компании пока удерживают котировки от падения, хорошо помня по опыту
На российском рынке мировая ситуация отразилась пока снижением темпов роста производства металлопродукции и цен на нее. По данным Минэкономразвития, индекс металлургического производства и производства готовых металлических изделий в январе — августе 2011 г. продолжал расти и составил 102,7% к январю-августу 2010 г. Однако, в августе темпы роста замедлились и по отношению к предыдущему месяцу индекс составил 100,7% . Аналогичным образом развивается динамика сводного индекса цен металлоторговли по черному металлопрокату в Центральном регионе РФ. По данным биржевых сводок в сентябре он вырос лишь на +0,1% до отметки 383,92, тогда как в августе данный показатель был в 3.5 выше, а в июле в 5,2 раза.
Стабильная работа металлургических предприятий оказала соответствующее влияние на производство железорудного сырья. В январе-августе российские ГОКи выдали концентрата железорудного 68,4 млн, а окатышей 25,5 млн. тонн, что на 8 и 3 % соответственно превысило аналогичные показатели прошлого года. Самый большой рост поставок по сообщению НП «Русская сталь» показал молодой Яковлевский рудник, повысив к августу свой прошлогодний показатель с 350 тыс. до 527 тыс. тонн. Выше среднего выросли отгрузки компаний Металлоинвест и Мечел. А вот Еврохим, для которого ЖРС является побочным продуктом, снизил поставки на 8%.
Положительной динамике производства и продаж способствовали также значительные темпы роста цен на ЖРС. Как отмечают в Российском союзе поставщиков металлопродукции, в первую очередь повышение стоимости сырья спровоцировали активные закупки китайских компаний накануне нового года (3 февраля). Праздник завершился, но рост цен продолжился, сказавшись на квартальных контрактах. При этом, все тенденции, как на российском внутреннем рынке, так и на китайском, а также по продукции экспортеров из Австралии и Бразилии были крайне похожими.
Если в январе цена на внутреннем рынке находилась чуть выше отметки в 80 долларов за тонну, то уже месяц спустя подобралась к отметке в 120 долларов, а в марте приблизилась к 130, продемонстрировав практически 60% рост. В мае цены вернулись к показателям
Подорожание ЖРС, по мнению руководителя пресс-службы РСПМ Дмитрия Ляховского, негативно отразилось на деятельности металлургических компаний, сказавшись на их финансовых результатах в I квартале 2011 г. Особенно пострадали предприятия, не обеспеченные своей сырьевой базой. Так Магнитогорский металлургический комбинат из-за роста контрактных цены во втором квартале на железную руду на 30%, на коксующийся уголь — на 15% показал снижение рентабельности по EBITDA с 22 до 17%, сообщает RBC Daily. Свои потери металлурги частично компенсировали ростом цен на свой товар, особенно на продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Отечественные ГОКи на фоне благоприятной конъюнктуры (среднеконтрактная цена по данным Минэкономразвития за январь — июль
По данным НП «Русская сталь» увеличение продаж ЖРС отечественные ГОКи обеспечили в основном за счет железорудного концентрата, отгрузки которого увеличились с 4367 тыс тонн в феврале до 5126 тыс в апреле и далее не опускались ниже этой планки. По остальным номенклатурам (агломерат, аглоруда, окатыши) особых колебаний не наблюдалось. Данный расклад подтверждают итоги работы того же Металлоинвеста, который в первом полугодии увеличил объем производства товарной железной руды на 7% по сравнению со
Сгустившийся экспортный поток не преминул сказаться на показателях основного перевозчика данной номенклатуры РЖД. Всего за 8 месяцев 2011 г объемы погрузка по руде железная и марганцевая на сети составила 73,3 млн. тонн, что на 9,4% больше, чем за тот же период прошлого года. Результаты прироста, к слову самые высокие после строительных грузов и грузов в контейнерах увеличили долю группы в общей структуре погрузки с 8,4% за тот период прошлого года почти до 9%.
При этом если в
Год начался со средних показателей погрузки, сложившихся во второй половине прошлого года — почти 8 700 тысяч тонн. В феврале произошло незначительное (до 8 117 тысяч тонн) снижение, но уже в марте руда преодолела отметку в 9 млн тонн и вплоть до августа сохраняла перевозочные объемы не ниже 9 300 тыс тонн.
География внутригосударственных перевозок руды остается традиционной. Основными субъектами получающими грузы группы являются регионы металлургической промышленности: Кемеровская область −20%, Липецкая область — 18%, Вологодская область — 16%, Челябинская область −12%, Свердловская область — 11%. Зарубежные поставки отечественных ГОКов также не изменили своих маршрутов. Как и в предыдущем году основными направлениями экспорта являются: погранпереходы с Украиной — 40% (8,8 млн. тонн), с Китаем (Забайкальск и Гродеково — 4,3 млн тонн) — 20%.
К слову, при пропорциональном росте экспорта на сухопутных маршрутах, в сторону морских гаваней железный поток шел гораздо плотнее чем за тот же период прошлого года. В целом в адрес припортовых станций ушло на 4 % больше железорудного сырья, чем годом ранее — 3,5 млн. тонн от общей экспортной погрузки. Почти весь объем поделили между собой Новороссийск −10% и Мурманск −6%, причем последний уступая в объемах (1,2 млн тонн), показал более чем двукратные темы роста. В Черноморском порту к прошлогодним показателям стивидоры прибавили более 70%.
Распределение экспорта среди сухопутных приграничных станций больших изменений не претерпело. Стоит отметить только, что в этом году основная нагрузка китайского направления пришлась на Забайкальск — здесь приняли почти в два раза больше груза чем за аналогичный период прошлого года. При этом перевалка на станции Гродеково ДВЖД снизилась за то же время на 10%. Также пусть с небольшим общим итогом, но резко повысились отправки ЖРС в Белоруссию. В частности отправки на станцию Рудня с января по август выросли в 7,5 раз до 533 тыс тонн, а объем погрузки в адрес станции Злынка составил более миллиона тонн, что выше прошлогоднего на 62%.
Ввоз руды на территорию РФ остался практически на уровне 8 месяцев прошлого года. Через морские гавани, по данным Ассоциации морских торговых портов, перевалено 1693 тыс тонн импортного сырья, что лишь на десятую долю процента меньше уровня 2010 года. При этом Черноморский бассейн за счет роста поставок через порт Азов почти на 70% (24,1 тыс тонн) и через порт Таганрог более чем в три раза (27,1 тыс тонн) улучшил свои позиции в два раза. Большой порт Санкт-Петербурга также показал
Рост объемов перевозок со всей остротой обнажает проблемы железнодорожной инфраструктуры, сложившиеся за время проведения структурной реформы ОАО РЖД. Грузоотправители то и дело жалуются на дефицит вагонов под погрузку, из-за чего продукция до заказчиков доходит с опозданием. Не меньшую головную боль у логистических служб компаний вызывает ограничение пропускной способности железнодорожной инфраструктуры, в особенности в Центральной и Северо-Западной части России, а также в направлении Сибири, Дальнего Востока и Северного Кавказа. По мнению председателя комиссии по транспорту НП «Русская сталь» Михаила Щербинина, сегодня при отсутствии общей системы регулировки, дефицит вагонов провоцируется их растущим количеством и ценовой политикой операторов, которые, пользуясь ситуацией, завышают цену транспортировки. В конечном итоге грузоотправители оплачивают все издержки и недостатки логистических схем оператора, все непроизводительные перемещения вагона, когда в масштабе всей сети — массовое встречное движение порожняка. Грузовладельцы ностальгируют по прежней системе управления перевозками и как выход видят возвращение парка дочерних структур РЖД обратно в материнскую компанию под государственные регулируемые тарифы. «Такой „ход“ заставит оператора искать внутренние резервы, чтобы конкурировать с государственным вагоном. Произойдет укрупнение операторов. Также это даст время для создания продуманных взвешенных решений дальнейшего реформирования отрасли», — Михаил Щербинин.
Главный вопрос осени, куда качнется ситуация с ценами на сырье далее. С одной стороны налицо снижение активности в металлургической промышленности, нестабильность финансовых рынков. С другой, повышение цен на индийскую руду в начале сентября до 190 долларов за тонну и, как следствие, снижение спроса со стороны китайских компаний, за последние несколько недель накопивших достаточно большие резервы сырья. На этом противоречивом фоне спотовые цены на железную руду в середине сентября оставались неизменными. Некоторые трейдеры отмечали, что, несмотря на хрупкость экономической ситуации, не ожидают падения цен на железную руду. «В принципе, позиции металлургов не так уж и слабы, — подтверждают аналитики отраслевого интернет-портала Русмет, — и хотя повышение цен в нынешней экономической ситуации маловероятно, на сохранение действующих котировок поставщики рассчитывать могут».
Однако, очевидно, что при дешевеющей стальной продукции железная руда не в состоянии удержаться на прежнем уровне. Котировки на прокат в Китае упали до самого низкого уровня за последние три месяца, соответственно, проседает и руда. Стоимость 63,5%-ного индийского концентрата к концу недели уменьшилась до июльских отметок (порядка 185 долларов за тонну CFR), при этом практически все участники рынка предсказывали дальнейшее понижение.
На каких условиях возобновятся закупки одного из самых значительных рынков металлургии — китайского, предсказать трудно, и многие полагают, что потребуется дальнейшее удешевление материала.
Несмотря на накапливающуюся критическую массу тревожных ожиданий прогнозы канадской компании Dundee Wealth Economics достаточно оптимистичны. Сейчас Dundee предсказывает дальнейший ежегодный рост цен на 35% в период
Российские участники рынка, не склонны давать долгосрочные прогнозы, но склонны думать, что до конца года значительного роста производства и продаж ЖРС не приходится «В сентябре неопределенность на мировом рынке стали усилилась. Ожидаемый повышенный спрос для осеннего пополнения запасов пока не проявляется. В условиях нарастания неопределенности и неуверенности на всех рынках предпосылки для существенного улучшения конъюнктуры рынка черных металлов в четвертом квартале минимальны», — комментируют ситуацию в НП «Русская сталь». Аналогичного мнения придерживается Дмитрий Ляховский: «В настоящий момент не существует каких-либо причин для дальнейшего роста цен, скорее вероятна стабилизация или даже падение вследствие замедления роста мировой экономики и проблемами в ряде стран. Но, тем не менее, хочется надеяться, что на основе в целом благоприятной конъюнктуры, высокий спрос и предложение максимально приблизятся друг к другу и выступят мощнейшим фактором развития отрасли».
В этом контексте уместно выглядит подписание долгосрочного контракта между группой «Металлоинвест» и Магнитогорским металлургически комбинатом на поставку ЖРС Михайловского ГОК на производственные площадки ММК в течение трех лет. При этом между двумя компаниями была выработана схема ценообразования на поставляемое сырье с использованием действующих рыночных индикативов и учитывающая динамику цен на мировом рынке ЖРС.
В сложившихся условиях металлурги настаивают на снижении цен со стороны сырьевых партнеров. Пока речь идет о поставках угля, мировые цены на который начали тенденцию к снижению. Не исключено, что спад мирового спроса на ЖРС спровоцирует аналогичные требования по отношению к руде. Хотя пока снизившийся на фоне кризисных ожиданий курс рубля, несколько улучшил экономику металлургов от экспорта и даже навел мысли о повышении цен, но низкий спрос, как на внешних, так и на внутренних рынках станавливает их от резких и необдуманных действий. Рецессия может привести к обвальному падению спроса на сталь и любые манипуляции с ценами могут спровоцировать это движение.
Татьяна Святкина
Журнал «Транспорт» №10