Металлы и цены

Греция — Россия: Не повторять греческий путь

Статья опубликована в номере 11 (219)-2011

Поиск по статьям

Европейские власти не понимают или не признают природы нынешнего кризиса. Им кажется, что они борются с новой волной, рецессией и т. д. По моему мнению, это скорее выход предыдущего кризиса, а еще точнее — расплата за макроэкономическую и политическую ошибку мировых властей, которая была сделана более 30 лет назад с переходом на модель рейганомики после глобального кризиса 1970-х гг. Основа этой модели — в глобализации мировой экономики и превалирующей роли в ее регулировании монетарных мер, в результате которых влияние фондового рынка и производных инструментов стало подавляющим, а основы для расчетов процессов роста, прибыли, капитализации и т. д. — т. е. то, что называется базисом, — были практически нивелированы. Мир развивался не за счет рекапитализации прибыли и нормального кредитного плеча, а за счет огромного пузыря финансовых инструментов. Результат — десятикратное превышение производных финансовых инструментов над ВНП. Развитые страны смотрелись в этом контексте гораздо хуже развивающихся. Фактора Индии, Китая, Бразилии, стран Юго-Восточной Азии в 70-е гг. не было. Но именно их рост в последующие 30 лет способствовал поддержанию мифа о правильности выбранной модели, так как развитие экономик этих стран, и в первую очередь Индии и Китая, поддерживало рост мирового ВНП три десятилетия.

В основу модели было положено три фактора: постоянно растущий спрос, порождающий экономический рост, всевластие монетарных инструментов и антиинфляционная модель. Безработица и рост ВНП рассматривались как вторичные факторы, которые подчиняются трем основным. По сути, была воздвигнута огромная финансовая пирамида над относительно маленьким мировым ВНП. Она продержалась 27 лет, до 2007-2008 гг., когда разразился ипотечный кризис в США. Выбранный метод спасения был только один — заменить производные обязательства на обязательства государств. Спустя три года превышение монетарной массы над ВНП составляет 8 к 1, но вот только большая часть этих обязательств на балансах финансовых институтов представляет собой либо взаимные обязательства банков, либо прямые долговые обязательства государств. Ничем, между прочим, не подкрепленные: примеры Греции, Италии, США, Ирландии, Испании, Исландии, Португалии и т. д. говорят о неспособности национальных экономик обслуживать эти долги. И как только темпы экономического роста, возникшего в 2009 г. в результате именно такой безудержной накачки экономик монетарными средствами, стали снижаться, проблема неосуществимости дальнейшего погашения денежных обязательств встала во весь рост.

Без кризиса в смысле разрушения указанной модели мировая экономика не сможет развиваться дальше. Все процессы, запущенные 30 и 20 лет назад и усугубленные решениями 2009-2011 гг., должны быть остановлены, а модель мировой экономики должна вернуться к базису — производству товаров и услуг и росту за счет накопленной прибыли. Спрос должен происходить из реальной способности людей, компаний и государств покупать товары и услуги за счет себестоимости и прибыли, а не за счет огромного кредитного и долгового плеча. Монетарная же сфера должна носить обслуживающий характер. Экономики развивающихся стран — Китая, Индии, стран Юго-Восточной Азии, Бразилии — более не основываются на низкой себестоимости и низкой стоимости труда, и поэтому относительная производительность труда в этих странах, дававшая рост мировой экономике, больше не существует. Более того, эти экономики по своим структурным позициям (главными из которых являлись низкая арендная плата и низкая стоимость рабочей силы) все более напоминают развитые страны. Общая маржа экономического процесса в мировой экономике значительно снизилась. На это наложились социальные модели и социальные бюджеты США и европейских стран, которые покончили с резервными бюджетными мощностями в развитых государствах.

Отказ от классической теории в целом ведет к тяжелым последствиям. Непонимание семилетнего кризиса 70-х гг. привело к модели, которая показала свою несостоятельность через 30 лет. Нынешнее состояние приведет к чрезвычайно длительной рецессии в мировой экономике с краткосрочными мягкими положительными тенденциями, но к тяжелейшему обострению в дальнейшем. Проблема заключена в том, что решения сейчас принимают политики, которые либо трясутся за свои места и хотят сделать вид, что все хорошо, в то время как макроэкономика говорит об обратном (ярчайший пример — США), либо действительно не понимают, что заливать пожар керосином неэффективно: типичный пример — объединенная Европа, которая вместо решения долговых проблем, которыми охватывается все больше и больше стран, все больше печется о сохранении туманных выгод объединенной экономики. Последствия такого непонимания приведут к длительному стагнационному периоду в мировой экономике. И спустя 5-7 лет все равно придется резать по живому, а именно: вернуться к базовым ценностям — жить по средствам, а не в долг. Чем скорее правительства и политики это осознают, тем раньше можно будет говорить о действительном преодолении кризиса.

Греция в свете сказанного — очень простой пример. Страна не способна (!) в рамках нынешних процессов и пропорций погасить долг ни за 10 лет, ни за 30. Это дефолт. Необходимо объявить дефолт. Будет очищение и понимание, сколько денег надо докапитализировать банкам. Но эта капитализация не может происходить за счет бюджетных средств других стран Европы. Любое иное решение порочно теоретически и будет означать новое накачивание денег в систему, но уже в качестве финансирования просроченных обязательств, т. е. не обеспеченных ВНП. Далее — с учетом Ирландии, Португалии, Испании, Италии — повторение цикла и глубочайший кризис в течение 5-7 лет. Выпуск новых производных бумажек, объединенных еврооблигаций — это тот же самый выпуск необеспеченных ВНП обязательств. Расплачиваться будут дети тех, кто принимает это решение сегодня.

Ситуация нынешней России — полное повторение Греции 70-80-х гг. В Греции тогда был и профицитный бюджет, и положительный платежный баланс, и рост экономики. Затем — вступление в ЕС, набор социальных обязательств, резкое увеличение военного бюджета, сокращение внутреннего потребления, переход активного населения в пассивную фазу, резкое увеличение иммиграционной рабочей силы и с конца 90-х резкое наращивание внешнего дешевого долга для покрытия возникшего и резко увеличивающегося дефицита бюджета. В итоге — через 30 лет — банкротство страны и крах чаяний миллионов людей, социальная напряженность, грозящая перейти в неконтролируемую фазу. Многое в России очень напоминает эту историю. Поэтому рецепт простой — не идти по греческому пути. Нужно срочно прекращать зависимость России от экспорта углеводородов и самым решительным способом наращивать обрабатывающую промышленность и внутреннее потребление. Главная задача состоит в том, чтобы не говорить об этом, что уже продолжается минимум 10 лет, а приступить к реальной практической реализации реформ в макроэкономической сфере — демонополизации экономики, развитию истинной, а не мнимой конкуренции, развитию внутреннего потребления. Проблема коррупции, на мой взгляд, — это уже не проблема правовой системы, это самая актуальная макроэкономическая проблема себестоимости и конкурентоспособности российской экономики. Не решив ее, Россия будет неконкурентоспособна в мировой экономике и никакие цены на нефть ей не помогут.

Александр Григорьев, генеральный директор, председатель правления ОСАО «Ингосстрах», Ведомости