В Индии премьер-министр и член Индийского Национального Конгресса Манмохан Сингх столкнулся с серьезнейшим за время своего лидерства испытанием — массовыми демонстрациями в поддержку ветерана антикоррупционного движения Анны Хазаре, который объявил голодовку в Дели. Лишь в начале сентября он прервал свой протест чашкой кокосового молока с медом после того, как был принят антикоррупционный закон, которого он добивался. Это не первая голодовка и не первый протест Хазаре, но теперь он получил массовую поддержку в крупнейших индийских городах. Многотысячные акции протеста стали кульминацией целой череды острых коррупционных скандалов, начиная с финансирования Игр содружества в Дели в прошлом году и заканчивая непрозрачным распределением радиочастот для мобильной связи второго поколения.
«Все, что вы видите сегодня на улицах — это восстание среднего класса», — говорит Мохан Гурусвами, ранее работавший в министерстве финансов.
Дух мятежа витает и над Китаем. В середине августа в Даляне, городе на северо-востоке страны, прошла крупнейшая со времен протеста на площади Тяньаньмэнь демонстация, которая вынудила местные власти закрыть химический комбинат, на котором произошла авария. Демонстрации, а тем более уступки властей Китая — явления в высшей степени редкие и неожиданные. Здесь можно вспомнить разве что вспышку народного гнева в 2007 году, когда в южном Сямыне местные жители выступили против строительства подобного предприятия. Тот протест многие рассматривают как первую значимую демонстрацию готовности китайского среднего класса сопротивляться экологически опасным правительственным инициативам. К тому же следует заметить, что протесты в Даляне начались всего через несколько недель после вспышки народного возмущения, канализированной в основном через сервис микроблогов Sina Weibo. Она была вызвана пренебрежительным отношением официальных властей Китая к крупной железнодорожной катастрофе, в которой из-за столкновения двух скоростных поездов погибли 39 человек. Критические настроения имели настолько широкий общественный резонанс, что даже были отражены в официальных масс-медиа.
Казалось бы, просто катастрофа, случайность, инцидент... Нет. Столкновение это случилось вскоре после февральской отставки министра, который отвечал за строительство высокоскоростных дорог и которого обвинили в укрытии 1 млрд. юаней (около 152 млн. долларов) взяток и откатов, а также в содержании восемнадцати любовниц. Еще один правительственный чиновник был изгнан из транспортного ведомства после аудита, по результатам которого выяснилось, что миллионы, ассигнованные на строительство скоростных железнодорожных магистралей, исчезли.
Эта история эхом отозвалась в Бразилии, где беспорядочная череда министерских отставок и назначений напоминала греческую оргию. Нынешним летом президент страны Дилма Русеф провела грандиозную чистку, уволив главу своей администрации и нескольких ведущих управленцев: министра транспорта и несколько десятков его подчиненных, заместителя министра сельского хозяйства и пару дюжин министерских чиновников. Министр сельского хозяйства ушел сам. В министерстве туризма намека не поняли, и потому тридцать чиновников этого министерства, включая замминистра, были арестованы по подозрению в разворовывании казны.
И это не первый и не последний коррупционный скандал в Бразилии — экс-президент Фернанду Колор ди Мелу, который стал первым демократически избранным главой страны за многие годы, ушел после процедуры импичмента, инициированной парламентом в начале
В развитых странах правительствами недовольны в основном из-за слишком заметной разницы в экономическом развитии и контроле государственных финансов до и после рецессии.
В странах развивающихся, которые продолжали расти и в трудные для Европы и США годы, дела обстоят хорошо — и с ростом экономики, и с контролем над госбюджетом. Объяснение нынешней политической нестабильности в этих странах лежит совсем в иной плоскости. И показательным здесь может стать пример Индии и Китая — наиболее развитых стран из этого ряда, которые первыми ощутили рост политических претензий тех, кого принято называть средним классом.
По данным Мартина Ревеллиона из Всемирного банка, средним классом в развивающихся странах принято считать тех, кто зарабатывает от 2 до 13 долларов в день. С 1990 по 2005 годы в Азии таких насчитывалось около 1,5 млрд. человек, за этот же период в Латинской Америке их число выросло с 277 млн. до 362 млн. человек, в Африке южнее Сахары — со 117 млн. до 197 млн. человек.
Новые исследования Азиатского и Африканского Банков Развития, которые ориентировались на диапазон дневного заработка от 2 до 20 долларов, это подтверждают. Таким образом, в число представителей среднего класса входит едва ли не треть населения Африки, три четверти населения Латинской Америки и почти 90% граждан Китая.
Данные опросов, призванных выявить ценности среднего класса, противоречивы. Результаты исследования тринадцати развивающихся стран, проведенного Pew Global Attitudes Project (Вашингтон), свидетельствуют о том, что средний класс уделяет намного больше внимания вопросам свободы слова и честных выборов, чем бедняки, которые больше озабочены борьбой с бедностью.
Хотя средний класс по-прежнему неоднороден, по мере роста числа его представителей именно первые две абстрактные управленческие идеи играют все более значимую роль на выборах. Похоже, именно сейчас происходит этот перелом. Йозеф Ману, редактор индийского еженедельника Open, называет протесты в поддержку Хазаре «подъемом самосознания среднего класса». И протесты эти были чрезвычайно эффективны потому, что транслировались круглосуточно по кабельному телевидению, которое популярно в основном среди представителей среднего класса. На улицы городов Индии вышли прилично одетые горожане, новые буржуа Индостана, деловые люди, служащие и звезды Болливуда. В рядах протестующих почти не было ранее привычных фермеров в набедренных повязках-доти.
Далянь — богатый портовый город Китая. Рост числа представителей среднего класса заметен в этом городе как нигде в Поднебесной. «Воздействие этих людей на правительство намного более велико, чем влияние простолюдинов», — говорит Янь Янь из Пекинского университета политических наук и права. Вопрос безопасности высокоскоростных поездов заботит в основном средний класс, ведь только новая китайская элита и может позволить себе покупать на них билеты. «Инцидент на железной дороге стал фитилем, который зажег и средний класс», — пишет обозреватель Пан Кайфу из Гонконга. В качестве примера он приводит инцидент, который имел место на одном из кабельных телеканалов в Китае, когда ведущий вместо чтения новостей вдруг стал задавать вопросы, типичные для представителей среднего класса: «Будем ли мы жить когда-нибудь в домах, которые не рушатся?», «Не постигнет ли дороги, по которым мы ездим, когда-нибудь транспортный коллапс?», «Будем ли мы когда-нибудь путешествовать на безопасных поездах?». Бедняков Китая такие вопросы не интересуют.
В других развивающихся странах, где рост числа представителей среднего класса не так заметен, его влияние не настолько велико. В Чили недавно прошла всеобщая забастовка, направленная на усиление ответственности государства в области образования, одного из приоритетов, которые находятся в сфере внимания среднего класса.
Одной из причин Арабской весны, которая потрясла Ближний Восток и страны Северной Африки, стало осознание того, что дряхлые, патриархальные автократии просто не способны совладать с хорошо образованными сообществами, которые отлично управляются и с автомобилем, и с Twitter. «Состоятельные люди, а также те, кто ищет новые возможности... Именно они стали вдохновителями новой политической культуры, которая сегодня приходит на Ближний Восток», — говорит Вали Наср, работавший некогда советником администрации Барака Обамы.
Резкая активность среднего класса не стала большой неожиданностью. Внезапность заключается в том, что произошла она только сейчас. Представители среднего класса годами молчали в забвении. В Китае подобная стабильность стала результатом социального договора, предложенного Коммунистической партией: вы даете нам править страной — и мы позволим вам обогатиться.
Несмотря на некоторые различия в других странах, результат развития общества там почти такой же. Новые элиты Индии и Бразилии менее влиятельны, чем в Китае, в силу своей малочисленности или, в отличие от прежних элит, по причине отстраненности от институтов власти. В Индии урбанизированный средний класс оказывает намного меньшее влияние на результаты выборов, чем сельская беднота, в то время как в Бразилии именно беднейшие слои населения поддержали как госпожу Русеф, так и ее предшественника Луиша Игнасио Лулу да Силву.
Единственно верного объяснения пробудившегося вдруг среднего класса не существует. Увеличение числа его представителей — одно из ключевых объяснений, но не единственное. Росту активности, например, поспособствовало распространение микроблоггинга. Sina Weibo утверждает, что его услугами пользуются 140 млн. пользователей, большая их часть — урбанизированный средний класс Китая. И этот средний класс за несколько дней запостил около 10 млн. сообщений на тему крушения скоростного поезда.
В отличие от Ближнего Востока, активисты Индии и Китая не ставят перед собой цель сменить правительство или строй. Их, скорее, заботит проблема воровства в государственных масштабах. Анна Хазаре предлагает ввести должность антикоррупционного омбудсмена. Железнодорожная катастрофа в Китае, всколыхнувшая средний класс, вызвала возмущение злоупотреблениями в министерстве транспорта — фотографии часов министра мгновенно стали вирусными.
Фокусирование на коррупции означает, что на данном этапе средний класс беспокоят прежде всего экономические, а потом — политические проблемы. Активисты стремятся реформировать, но не свергать действующие правительства, ведь коррупция — результат давних традиционных подходов к бизнесу и управлению в этих странах.
Можно смело говорить о том, что совсем скоро растущий и расширяющий влияние средний класс развивающихся стран сменит приоритеты и будет бороться не только с коррупцией, сколько с причинами и элитами, которые ее породили и поддерживают. Почти по Марксу, который когда-то писал, что именно буржуазия «исторически играла наиболее революционную роль» в Европе. В развивающихся странах скоро придет черед среднего класса.
Укррудпром, Виктор РИГИДНЫЙ, по материалам The Economist