Металлы и цены

Российский подшипник требует инвестиций

Статья опубликована в номере 19 (173)-2008

Поиск по статьям

От того, насколько российский бизнес окажется готовым выдержать усиливающуюся конкуренцию извне, во многом зависит судьба целых отраслей отечественной промышленности. Одной из таких отраслей является подшипникостроение.

Мировые игроки

В настоящее время емкость мирового рынка подшипников составляет около 30 млрд. долл. Рынок контролируется несколькими крупнейшими игроками:
SKF — 22% (Швеция),
INA-FAG — 17% (Германия),
Timken — 16% (США),
NSK — 13% (Япония),
NTN — 12% (Япония),

Для сравнения доля всех российских компаний составляет около 2% от мирового рынка.

Рынок подшипников охватывает практически все регионы земного шара. Это приводит к тому, что компании, производящие подшипниковую продукцию, конкурируют не на локальных рынках, а сражаются за место под солнцем в мировом масштабе.
Начиная с 2003 г. первая пятерка мировых производителей подшипниковой продукции уверенно наращивает объемы производства. Если в 2003 г. ей принадлежало 70% мирового рынка, то уже в 2005 г. эта доля возросла до 80%.
Количество людей, задействованных в работе заводов и торговых представительствах компаний, варьируется от 15 тыс. (NTN) до 60 тыс. человек (INA-FAG). Для сравнения: на предприятиях крупнейшего российского игрока — ЕПК сегодня работают около 12 тыс. сотрудников.

Российские производители подшипников

По данным Росстата, Минпромторга и отраслевых компаний сегментация по российскому подшипниковому рынку в IV кв. 2007 года выглядела следующим образом:

На долю прочих производителей, в числе которых — производители металлообрабатывающего оборудования, дорожно-строительной техники и восстановленных подшипников, приходится около 14% рынка.
Контрабанда, контрафакт, серый импорт составляют около 10%, чистый импорт — 5%

Роль подшипниковой отрасли в российской экономике является чрезвычайно значимой. В настоящее время в ней занято около 70 тыс. человек. Экспортная продукция отрасли составляет около 110 млн. долл. ежегодно, причем экспорт идет и в развитые страны мира — в Германию, Финляндию, США. Кроме того, российское подшипникостроение — это одна из отраслей промышленности, выпускающая продукцию с высокой степенью переработки и являющаяся стратегическим поставщиком для оборонной промышленности.

В настоящее время спрос на качественные подшипники в нашей стране растет по причине увеличения оснащенности российских производств импортным оборудованием. Но собственных производственных мощностей российских производителей уже не хватает для удовлетворения всего существующего спроса. Старые производственные фонды недогружены на 40%, современные — перегружены; как минимум 50% потребностей потребителей составляет неудовлетворенный спрос. Поэтому клиенты вынуждены переключаться на продукцию иностранного производства.

Демпинг и конкуренция — проблема для отрасли

Анализ статистических данных и сведений, поступающих от компаний показывает, что подшипниковая отрасль испытывает колоссальное давление со стороны зарубежных, и, в первую очередь, китайских производителей. Китайские компании поставляют на отечественный рынок более дешевую и не всегда качественную продукцию, вытесняя тем самым с рынка российские предприятия. Анализ воздействия демпингового импорта на подшипниковую отрасль российской экономики за период с 2004 по 2005 год показал, что, несмотря на сокращение потребления на 14,2%, объемы производства и продаж отечественных подшипников на внутреннем рынке РФ сокращались более высокими темпами. Так, в 2005 году по отношению к 2004 производство подшипников сократилось на 23,7%, а продажи на внутреннем рынке — на 17,9%. Удельный вес подшипников отечественного производства на внутреннем рынке сократился с 73,8% до 70,7%.
Темпы роста себестоимости превышали темпы роста отпускных цен подшипников отечественного производства, что свидетельствует о сдерживании предприятиями отпускных цен на подшипники.

Доля товара российского производства в общем объеме потребления подшипников в стране сократилась с 2002 по 2005 год на 13,4%, а доля китайских подшипников выросла на 7,4% — с 0,5% до 7,9%. По данным 2007 года эта цифра выросла уже до 13%.
Дальнейшая конкуренция может обернуться для российских производителей серьезными проблемами. Для предотвращения таких последствий Правительству страны необходимо вовремя принимать соответствующие меры по защите отечественного производителя.
Гораздо большую проблему для всех российских и иностранных производителей представляет Китай. Речь в данном случае идет не столько о легальных подшипниковых производствах, которых в этой стране насчитывается несколько десятков, а о десятках сотен «подпольщиков», заваливающих весь мир контрафактной и низкокачественной продукцией.
Пока же российская подшипниковая отрасль не защищена от действий глобальных компаний и китайских производителей. Глобальные компании переключают на себя российских клиентов за счет более высокого качества, достигаемого благодаря технологическому лидерству. Они же инвестируют значительные средства в продвижение своей продукции и освоение российского рынка. Китайские производители захватывают российский рынок за счет низких цен — китайская продукция дешевле российской в среднем на 56%. Китайские подшипники ввозятся с поддельными клеймами российских заводов и ведущих иностранных производителей.

Путь к успеху

Говоря о конкуренции российских производителей подшипников на мировом рынке нельзя не учитывать то обстоятельство, что иностранные производители столкнулись с аналогичным вопросом гораздо раньше россиян и уже имеют существенный опыт по завоеванию рынков. Анализ деятельности компаний-лидеров свидетельствует о том, что ключевыми факторами успеха в отрасли являются удовлетворение специфических и усложняющихся потребностей клиентов (ассортимент, сроки, качество); технологическое лидерство по продукту; эффект масштаба, позволяющий снизить издержки производства.

Например, инвестиции пяти лидирующих производителей подшипниковой продукции в развитие производства и на научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу (НИОКР) несопоставимо выше, чем у всех российских заводов вместе взятых. Если ежегодные капитальные расходы Timken достигают 228 млн. долл., а расходы на НИОКР — 83 млн. долл., то российские производители вкладывают в развитие отрасли всего 50 млн. и 5 млн. долл. соответственно.
Этот факт служит не только подтверждением того, что российская подшипниковая отрасль нуждается в серьезных инвестициях, но и того, что инвестировать средства в развитие для повышения своей конкурентоспособности имеют возможность лишь крупные рыночные игроки. Но, так как подшипниковая отрасль является высокотехнологичной, а все российские производители в настоящее время существенно отстают в развитии технологий и НИОКР от иностранных, собственных средств для выведения производств на мировой уровень явно недостаточно. Для этого необходимы инвестиции более серьезные, нежели могут себе позволить российские производители.

Требуется лидер

Бесспорно, что для обеспечения успешного функционирования отрасли, способной реализовывать обще-экономические и стратегические задачи страны, в том числе и на мировом рынке, необходим сильный игрок. Потому что эффект масштаба позволяет крупному производителю снизить издержки при поддержании высокого качества, и, таким образом, иметь возможность конкурировать как по цене с китайскими производителями, так и по качеству с глобальными компаниями. Только крупный производитель может инвестировать достаточные средства в развитие отрасли, реализовывать стратегические задачи страны, успешно конкурировать с иностранными производителями на российском и мировом рынке за счет высокого технического уровня и качества продукции, конкурентоспособных цен. Крупная компания также способна привлекать больше финансовых ресурсов для развития на лучших условиях, она более стабильна и прозрачна, является лучшим поставщиком, налогоплательщиком и работодателем, выполняя требования покупателей: высокое качество, жесткие сроки поставок, широкий ассортимент.

Наталья Святославская,
директор департамента
коммуникаций Европейской
подшипниковой корпорации