Металлы и цены
Перейти на страницу новостей

Ползем по дну. Ведомости 17.06.2009, №109 (2379)

Спад в промышленности продолжается. За I квартал объемы производства упали на 14,3% к тому же периоду прошлого года, за январь — апрель спад дошел до 14,9%, а за январь — май — до 15,4%. После апрельского падения на 16,9% в мае выпуск в промышленности уменьшился еще на 0,2 процентного пункта: майское сокращение стало максимальным с начала нынешнего кризиса.

Аналогичное по глубине падение промышленного производства последний раз было зафиксировано в июне 1993 г. В кризис 1998 г. наихудший месячный результат промышленности был минус 16%. Но до исторических рекордов пока далеко: в августе 1992 г. падение производства превышало 27%.

Экономист ЦМАКП Владимир Сальников обратил внимание, что в прошедшем мае рабочих дней было на один меньше, чем в прошлогоднем. Это добавило общему индексу порядка 1 п. п. «лишнего» снижения, подсчитал он. Если снять этот фактор и фактор сезонности, майское производство в сравнении с апрелем почти не изменилось: падение составило всего 0,5% (в апреле к марту — минус 1,2%), подсчитал замдиректора Центра развития ГУ-ВШЭ Валерий Миронов. По оценкам Сальникова, динамика промышленного производства в мае в сравнении с апрелем равна нулю.

«Ситуация не ухудшается, но и не улучшается, — прокомментировал данные Росстата помощник президента Аркадий Дворкович (цитата по „Интерфаксу“). — Ничего критичного нет, ситуацию можно оценить как стабильно трудную». Наступила стагнация, констатируют Сальников и Миронов. Динамика спроса на промышленную продукцию не меняется: в мае спрос сокращается так же, как в январе — апреле, добавляет завлабораторией конъюнктурных опросов Института экономики переходного периода Сергей Цухло. Сами предприятия пока не планируют увеличение выпуска и это, по мнению Цухло, говорит об отсутствии надежд на скорый выход из кризиса. «Промышленность скользит по дну», — соглашается главный экономист «Тройки диалог» Евгений Гавриленков.

Недавний промышленный рост был искусственно раздут кредитами, финансовый кризис очень быстро «придавил» перегретый дешевыми займами спрос, говорит Гавриленков. Поэтому наибольший шок от кризиса получили отрасли, рост которых был основан на кредите: строительство и производство стройматериалов, автопром, машиностроение.

Автопрому не помогла и господдержка, констатирует Гавриленков: в мае спад выпуска легковых автомобилей усилился до 63,9% (-55,9% в апреле), грузовых — до 71,8% (-68,1% в апреле). Зато ускорился рост выпуска лекарств, мясных полуфабрикатов, цельного молока. «Идет процесс импортозамещения — там, где не присутствует господдержка», — иронизирует Миронов. По большинству обрабатывающих производств ситуация в мае не отличалась от апрельской.

Зафиксированный Росстатом всплеск выпуска вагонов метро (рост — на 26,1%) — это, видимо, особенности статистического учета, удивляется заместитель гендиректора «Трансмашхолдинга» Анатолий Мещеряков: «Никаких революций на этом рынке в мае не произошло, я бы точно заметил». Пока объем заказов для метрополитенов — на уровне прошлого года в отличие от заказов для РЖД, где сокращение по отдельным позициям достигает 30%, говорит Мещеряков: «Пассажиропоток в метро даже в условиях кризиса снижается не очень сильно, модернизация подвижного состава необходима — прежде всего для безопасности».

До конца года восстановления промышленного роста ждать не стоит, солидарны эксперты. А Миронов и вовсе прогнозирует ускорение падения производства. Если инвестиции по итогам года упадут на четверть — а это не исключено, если перенести текущую динамику на оставшиеся месяцы, — это обеспечит промышленности еще 2 п. п. спада от нынешнего уровня за счет ухудшения ситуации в машиностроении и стройотраслях, т. е. выпуск в индустрии может упасть на 19%, подсчитал Миронов. Рассчитывать на заметное улучшение в отраслях, ориентированных на внутренний спрос, тоже не стоит, рассуждает он: затраты на рабочую силу будут сокращаться, доходы населения продолжат снижаться, а с ними — и спрос.

Рынки сжались слабее, чем производство, указывает Сальников: например, в автопроме выпуск упал на треть больше, чем продажи. В дальнейшем либо еще сократится спрос, либо восстановится производство, но скорее всего процесс будет встречным, рассуждает Сальников. Темпы падения реальных доходов населения пока в разы меньше, чем выпуска (-1% за январь — апрель), и компании вскоре начнут всерьез работать над издержками, полагает он.

Ольга Кувшинова, Ведомости

18 июня 2009