Металлы и цены
Перейти на страницу новостей

Антикризисная оборона Урала

Конец 2008 года стал для Уральского федерального округа очень непростым. Кризис нанес серьезный ущерб регионам-донорам, к которым в округе относятся все субъекты, кроме Курганской области. Фактически на всех перспективных региональных программах развития пришлось поставить крест. Властям регионов-доноров приходится в сжатые сроки решать проблему наполняемости бюджетов. Экономика УрФО в основном ориентирована на добычу полезных ископаемых (нефть, газ, металлосодержащие руды) и их переработку (металлургия и машиностроение). Как отмечает генеральный директор Машиностроительной корпорации «Уралмаш» Назим Эфендиев, кризис затормозил только начавшийся процесс подъема машиностроительной отрасли, модернизации производств и выхода на новые рынки сбыта. Сейчас руководство «Уралмаша» пытается предотвратить сокращение объемов выпуска продукции и сохранить кадровый потенциал. На сегодняшний день часть инженеров и менеджеров предприятия переведены в рабочие специальности. Вместе с тем, по словам Эфендиева, на заводе будет продолжена модернизация производственных мощностей, разработка новой продукции. Гендиректор «Уралмаша» уверен, что необходимо срочно разработать и начать осуществлять государственную программу возрождения отечественного тяжелого машиностроения. Между тем, ситуация на машиностроительных предприятиях Урала ухудшается с каждым днем. Задержки зарплаты, сокращение персонала и рабочего времени стали обычным явлением. В выигрыше оказываются лишь предприятия, ориентированные на выполнение государственных заказов. Директор дивизиона — управляющий директор ООО «Грузовые автомобили — Группа ГАЗ», генеральный директор ОАО «Атомобильный завод «Урал» Виктор Корман связывает благополучие предприятия в 2009 году с выполнением гособоронзаказа, составляющего 60% загрузки производственных мощностей завода. Кроме того, «Урал» включен в список предприятий, которым оказывает поддержку государство. Однако, как подчеркивает Корман, предприятие рассчитывает пережить кризис за счет собственных ресурсов. «Кредиты, на каких бы льготных условиях они не предоставлялись, нужно возвращать, поэтому необходимо планировать свою работу так, чтобы не появлялось необходимости кредитования», — убежден он. Аналогичного мнения придерживается генеральный директор ООО «Реактивная турбина» Александр Козинский. «Сложно эффективно освоить полученные средства в условиях, когда спрос на продукцию основных промышленных предприятий резко упал», — полагает он. По мнению Александра Козинского, расстановка сил на антикризисном фронте во многом зависит от эффективности политики по консолидации предприятий и антикризисных мер, разрабатываемых госкорпорацией «Ростехнологии». А пока для выживания в условиях кризиса уральским предприятиям может помочь усиление взаимодействия между органами власти всех уровней, а также внутри бизнес-среды. По мнению генерального директора консалтинговой компании «Регионы XXI век» Ольги Чернокоз, на сегодняшний день необходимо волевое решение государства по организации эффективной межрегиональной кооперации. По словам губернатора Тюменской области Владимира Якушева, региональная власть уже обеспечивает бюджетные субсидии нефтегазовым компаниям, закупающим продукцию отечественного машиностроения. Внедрение подобной практики в каждом регионе Уральского федерального округа в условиях кризиса должно стать приоритетной задачей для всех уровней власти региона. В необходимости первоочередной поддержки предприятий машиностроительного комплекса убеждены и власти Курганской области, особое опасение у них вызывает ситуация на Шадринском автоагрегатном и Курганском автобусном заводах: ШААЗ работает на автопром, который более тяжело переносит кризис, а КАВЗ вынужден простаивать весь январь. Но губернатор Курганской области Олег Богомолов полон оптимизма. По его мнению, с учетом принятых правительством по автопрому мер, востребованность в автомобилях и автобусах курганского производства увеличится. Таким образом, наступивший год станет скорее годом выживания для уральского машиностроения, и сокращение персонала неизбежно. Однако кризис одновременно станет стимулирующим к развитию фактором — он вынудит действовать сообща власть, бизнес и общество.

Росбалт

16 января 2009