Металлы и цены

Цены вверх не улетят. В 2007 году металлопрокат подорожает на 5-15%?

Статья опубликована в номере 23 (131)-2006

Поиск по статьям

Обвального падения курса рубля к тонне металлопроката в 2007 году не предвидится — так считает большинство специалистов металлоторговли. И действительно, куда же еще ценам стремиться вверх? На протяжении двух последних лет подорожание металлопроката намного опережало инфляцию.

В стремлении заработать
2006 год преподнес немало сюрпризов, в очередной раз подтвердив, что прогнозы — это неточные данные и они могут существенно расходиться с жизненными реалиями. И что настораживает — в ценообразовании немаловажную роль играет рыночная конъюнктура. Если есть спрос и есть дефицит, то и у производителя, и у продавца возникает естественное желание побольше заработать. Причем порог поднятия цен этим тандемом может быть определен чисто эмпирически. Здесь вспоминается имевший место в истории Петербурга длительный период повышения цен за пользование местной связью, когда один из руководителей предприятия на вопрос, когда же вы перестанете повышать тарифы, ответил примерно так: когда начнутся массовые отказы от наших услуг, тогда мы и подумаем.
Так было с арматурой — строители все равно продолжали покупать вдруг ставший дефицитным прокат даже по двойной цене. Спрос не падал — и в результате определился существующий уровень цен на строительный металлопрокат. И этот уровень не сравним с весенним 2006 года. С другой стороны, большинство современных зданий представляют собой арматуру, залитую бетоном. И если строительные компании продолжают извлекать сверхприбыли из жилищного строительства, то вполне закономерна «просьба» металлургов «поделиться» сверхдоходами — действуют законы рынка.
Прокомментировать ситуацию мы попросили начальника нержавеющегоотдела поставок ТД «РДО» (г. Екатеринбург):
— Основное, что влияет на объемы закупок — цена и наличие металла на складе в России, далее — условия поставки, сроки платежей и пр. Если говорить об увеличении объемов закупок в 2007 году, то могу сказать, что пока потребители не достаточно активны. Сегодня многие предприниматели, почувствовав выгодность металлоторговли, вложили свои средства в металлопрокат. И при очередном общем повышении цен они выставляют такие запасы на продажу по цене меньшей, чем на рынке. Понятно, что большие предприятия так делать не могут, но для одного-двух человек такое вложение денег приносит ощутимые дивиденды. И сегодня спрос удовлетворяется, в основном, за счет перекупщиков. В частности, с августа 2006 года такую ситуацию мы наблюдаем по нержавеющему прокату.

И все-таки прогнозы
Цены на горячекатаные листы вновь начнут увеличение с февраля 2007 г. Снижение цен в конце текущего года происходило на фоне смягчения спроса на горячекатаный лист на рынке. Некоторые аналитики прогнозируют, что цены на него вырастут на $15—20 за тонну уже в феврале 2007 года, но есть и мнение, что цены останутся на прежнем уровне в течение всего 1 квартала 2007 г. Обозначена и позиция некоторых ведущих производителей на мировом рынке, таких, как US Steel, Mittal Arcelor и Nucor — они собираются удержать свои цены на прежнем уровне.
Рынок уголка в настоящий момент характеризуется стагнацией на фоне высокого уровня потребления относительно прошлого года.
Экспорт уголка будет продолжать плавный рост и увеличиваться за счет ближнего зарубежья и стран Ближнего Востока. Общий прирост потребления уголка в 2007 г. будет невелик и составит порядка 3%, а динамика спроса в 2007 г. будет иметь 2 максимума: в мае и сентябре, при среднемесячном объеме потребления около 85 тысяч тонн.
Возрастет импорт уголка (прогнозы — до +15%), причем доли ведущих отечественных производителей (ММК, ЗСМК и Северсталь) останутся почти неизменными, т.е. импорт будет вытеснять с рынка прочих производителей.
Рынок арматуры. Наибольшее потребление арматуры в России в последние годы наблюдалось в строительной отрасли и складской торговле. В 2007 г. эта тенденция сохранится. Темп прироста спроса со стороны этих базовых отраслей для арматурного проката в 2007 г. будет на уровне 5%.
Общий объем закупок арматуры в 2007 г. со стороны строителей аналитики прогнозируют на уровне 1,6 млн. тонн, со стороны трейдеров — около 1,4 млн. тонн.
Импорт арматуры в 2007 году, вероятно, будет опережать развитие спроса на внутреннем рынке. Основной прирост импортных поставок ожидается со стороны Молдавии, в то время как прирост поставок из Белоруссии будет незначителен.
Экспорт арматуры имеет тенденцию к росту относительно 2006 г. порядка 13%. Наиболее перспективны для экспорта арматуры в 2007 году ближнее зарубежье (+15%), Азия и Дальний Восток (+65% к 2006 г.).
Отпускные цены на балку в России в ближайший год будут достаточно стабильны, несмотря на их рост на мировых рынках в последнее время — считают аналитики одного из уважаемых интернет-изданий. Более того, предсказывается даже некоторое падение российских отпускных цен на балку в ближайшие месяцы. Если рассматривать динамику цен на мировых рынках, то можно заметить, что за 2006 год балка сильно подорожала, увеличился ее отрыв от цен на остальной сортовой прокат, т.е. получается, что дорожать ей уже некуда.
С другой стороны, экспорт российской балки в 2006 г. упал почти втрое. Поэтому, основной российский производитель — Нижнетагильский Металлургический Комбинат — стал крайне зависим от внутреннего рынка. Если учесть, что есть еще и недорогой импорт балки, преимущественно (на 93%) — украинский, то можно предположить, что серьезного увеличения цен ожидать не стоит.
Европейские производители листа из электростали планируют с января 2007 года увеличить цены на свою продукцию, в частности на холоднокатаный текстурированный лист. Трейдеры и поставщики сообщают, что цены планируется повысить для первого квартала 2007 г. Свое мнение они обосновывают тем, что по их данным рынок спокойно воспримет повышение. Аналитики сходятся во мнении, что как только ситуация на рынке ухудшится, т.е. возникнут напряженности с поставками, цены сразу же пойдут вверх. Кстати, в последние два года цены на трехмиллиметровый холоднокатаный текстурированый лист (CRGO) увеличились почти в два раза.
Импорт: что думают специалисты.
Очень много полемики развернулось по поводу импорта металлопроката от нашего ближайшего соседа — Украины. Многие российские потребители считают нецелесообразным ограничение импорта металлопродукции, в частности, из Украины, так как это приводит к росту цен на данный товар на внутреннем рынке Российской Федерации. Сегодня сохраняется ситуация, когда при выборе поставщика металлопродукции определяющим фактором является цена, и намного меньше — логистика и условия платежа. Специалисты предполагают, что в недалеком будущем металлотрейдеры, занимающиеся импортом металлопродукции, будут играть новую роль на российском рынке, в случае, если металлургическое лобби не предпримет действия по закрытию российских границ. Эксперты отмечают, что в августе 2006 года в России из-за дефицита арматуры уровень цен на нее достигал $1100 за тонну, в то время как в Китае стоимость этого товара была в четыре раза ниже.
В поддержку импорта свидетельствует и мнение, что существующая низкая конкуренция у российских металлургических предприятий не стимулирует их к более полному удовлетворению потребностей клиентов, так как их продукция все равно находит сбыт. С другой стороны, для высотного строительства требуются новые марки стали, которые у нас не производятся, а в Украине они есть. Поэтому импорт будет до тех пор, пока российские производители не изменят свои программы выпуска металлопроката, ориентировав их, в том числе, и на новые потребности строительного сектора.
И еще одно наблюдение: имеющий место в уходящем году острый дефицит арматуры и всплеск цен на него в России позволил украинским предприятиям с прибылью поставлять эту продукцию, несмотря на существование 21%-й пошлины на импорт арматурной стали в РФ из Украины.
У трейдеров еще есть время подготовиться к поступлению китайского металлопроката.
Сотрудничество с китайскими производителями дает возможность приобрести сталь европейского качества намного дешевле. Цены российского металлопроката меняются скачкообразно, китайские производители чутко отслеживают тенденции, стоимость сырья и устанавливают отпускные цены два раза в месяц. По оценке специалистов, предлагающих китайский металлопрокат на нашем на рынке, его стоимость, в среднем, на 10% меньше российского. В 2005 году китайцы увеличили производство металлопроката на 348 млн. тонн (на 27% по сравнению с 2004 годом). Избыточное предложение внутри страны заставляет металлургов Китая искать выходы на внешние рынки и обращать взоры к России. Как отмечают аналитики, Китай — серьезный конкурент России на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. Прецеденты поставок китайского металлопроката на российский рынок есть: металл завозился и в Хабаровск, и на Дальний Восток. По предварительным прогнозам, в ближайший год продукция может массово появиться на уральском рынке. И на Северо-Западе России уже есть металлотрейдеры, которые включают в свой ассортимент китайскую сталь. Прокат из Поднебесной считается перспективным проектом для российского металлоторговца.
В последнее время много говорится о качестве металлопроката, особенно китайского. Но предприятия-потребители, уже наученные опытом предыдущего десятилетия, когда «хромало» качество отечественного проката, проверяют практически все партии собственными силами. И брак они не примут. Думается, что трейдеры, готовые предложить китайский прокат, об этом знают — и откровенное «барахло» не повезут.
А. Савельева, инженер отдела материально-технического снабжения ФГУП НИТИ им. А. П. Александрова (г. Сосновый Бор, Ленинградская обл.):
— Входной контроль у нас обязателен, этого требует специфика нашего производства. Мы в свое время встречали подделки металлопроката — и теперь сотрудничаем только с проверенными и надежными компаниями, которые нас не обманут. Несмотря на доверие весь прокат, приходящий на предприятие, перед тем, как идти в работу, подвергается контролю.

Почему сложно спрогнозировать ценовые изменения на рынке?
Прогнозировать изменения конъюнктуры практически невозможно, подчеркивают эксперты. Уровень цен на региональных рынках напрямую соотносится с мировыми прайсами. Правила игры диктует производитель. В периоды роста мировых цен комбинаты наращивают объемы экспортируемой продукции, и на местном рынке образуется дефицит. В 2006 году на разных предприятиях экспорт занял от 50 до 80% от всех продаж. Кроме этого фактора, на цену влияет и местные условия. Металлоторговля стала весьма доходным бизнесом — уровень рентабельности даже в зимние месяцы составлял до 20%, а в летние доходил до 35—45%. Количество игроков в периоды роста цен на металлопрокат увеличивается за счет мелких трейдеров (с объемом закупок до 1 тонны в месяц). Большинство из них уходят с рынка, когда расценки снова начинают снижаться.

Повысит ли рост объемов продаж металлопереработка на базах?
Насколько востребованы услуги по металлопереработке и будут ли влиять на рост активности металлопотребителей предложения по дополнительному сервису металлопроката, осуществляемые металлотрейдерами? Однозначного ответа на этот вопрос нет: с одной стороны, большинством отечественных промышленных предприятий металл обрабатывается самостоятельно, с другой стороны — мировая практика говорит о востребованности услуг СМЦ. Пока же потребитель смотрит, в основном, на цену и на качество проката:
С. Карпов, инженер I категории отдела закупок ОАО «ЛМЗ», концерн «Силовые машины»:
— При проведении закупок мы, в первую очередь, смотрим на цену и качество продукции. Обязательно наличие сертификатов, маркировка листа должна совпадать со сведениями, указанными в документах.
На втором месте — условия оплаты. Мы охотнее берем продукцию с возможностью рассрочки платежей до 30 дней. А дополнительные услуги, которые может предложить нам металлобаза, в расчет, например, на нашем предприятии не идут. У нас хорошее производство, и мы сами в состоянии обработать металлопрокат по своим требованиям.

Николай Александров,
корреспондент «МиЦ»
По материалам сайтов Metaltorg.ru, rusmet.ru, nsp.su