Металлы и цены

Рынок металлов Северо-Запада

Статья опубликована в номере 22 (130)-2006

Поиск по статьям

Северо-Запад: 4 «разных» территории
Центр СЗФО — г. Санкт-Петербург
Территория округа (площадь) — 1 677 900 кв. км (9,8% от РФ)
На территории округа находятся 152 города. Крупные города: Санкт-Петербург с населением 4 660,0 тыс. чел., Калининград — 430,3 тыс. чел., Мурманск — 336,7 тыс. чел., Архангельск — 355,5 тыс.чел., Череповец — 312,2 тыс. чел., Вологда — 292,8 тыс.чел., Петрозаводск — 266,2 тыс. чел., Северодвинск — 201,5 тыс. чел., Великий Новгород — 217,2 тыс. чел., Сыктывкар — 230,0 тыс. чел., Псков — 205,0 тыс. чел.
Емкость металлопотребления в 2006 г. оценивается порядка 3—3,5 млн. тонн.

Численность и плотность населения по федеральным округам Российской Федерации (по результатам переписи 2002 г.):
Северо-Западный федеральный округ 14,51 млн. чел. (9,9% от нас. РФ, 9 чел./кв.км)
Центральный федеральный округ 37,14 млн. чел. (25,5% от РФ, 57 чел./кв.км)
Южный федеральный округ 21,69 млн. чел. (14,9% от РФ, 37 чел./кв.км)
Приволжский федеральный округ 32,01 млн. чел. (21,9% от РФ, 31 чел./кв.км)
Уральский федеральный округ 12,60 млн. чел. (8,6% от РФ, 7 чел./кв.км)
Сибирский федеральный округ 20,79 млн. чел. (14,2% от РФ, 4,1 чел./кв.км)
Дальневосточный федеральный округ 7,16 млн. чел. (4,9% от РФ, 1,2 чел./кв.км).

Основные особенности Северо-Западного округа:
1. Протяженная морская прибрежная зона. Наличие морских терминалов.
2. Географическая близость стран-членов Европейского союза.
3. Доминирующая роль Санкт-Петербурга как крупнейшего потребителя стали в регионе.
4. Близость г. Москвы.
5. Наличие на территории региона крупного производителя металлопроката ОАО «Северсталь».
6. Наличие большого количества металлоторгующих организаций в Санкт-Петербурге и, как следствие, высококонкурентная рыночная среда.
7. Сложная демографическая ситуация — продолжающаяся естественная убыль населения.
В Северо-Западном регионе имеет место достаточно неравномерное распределение промышленных и добывающих предприятий. Весь регион можно условно разделить на несколько типов территорий, каждая из которых имеет свои инфраструктурные особенности, специфическую систему расселения и систему производств.
К первому типу территорий относится Ленинградская (1 669 205 чел.), Псковская (760 810 чел.), Новгородская (694 355 чел.), Вологодская (1 269 568 чел.) области. Здесь находится большая часть центров обрабатывающей промышленности. Относительно низкие тарифы на энергоресурсы, наличие недорогой квалифицированной рабочей силы, менее жесткое соблюдение экологических норм, близость западных границ создают благоприятные предпосылки для организации перерабатывающих производственных предприятий иностранными и отечественными инвесторами (численность населения 4400 000 чел., емкость рынка порядка 850 000 тн. металлопроката в год).
Особенностью этих регионов в разрезе металлоторговли является тот факт, что металлоторгующие фирмы, имеющие склады на этой территории (кроме Вологодской области), отгружают прокат небольшими партиями до 2 тонн по позиции, так как за большим количеством металла потребителю выгоднее доехать до Санкт-Петербурга или Москвы с учетом транспортных издержек.
Ко второму типу относятся Мурманская область (892 534 чел.), отчасти Архангельская область (1 294 993 чел.), Ненецкий автономный округ (41 546 чел.), республика Коми (1018 674 чел.), и Карелия (716 281 чел.). Эти территории, преимущественно, сырьевого типа освоения. С учетом роста значимости сырьевых ресурсов в мировой экономике, постоянного роста их стоимости, ценность этих территорий будет только возрастать. Основная практика поставок металлопроката происходит в разрезе целевых программ по освоению природных ресурсов данного региона (численность населения 3 961 000 чел., емкость рынка порядка 715 000 тонн металлопроката в год).
К третьему самостоятельному типу территорий в пространстве Северо-Запада можно отнести Калининградскую область: обособленная территория, находящаяся в окружении стран-членов Европейского союза (численность населения 955 281 чел., емкость рынка около 180 000 тонн металлопроката в год).
Территорией четвертого типа на Северо-Западе является Санкт-Петербург, второй по величине город России, один из крупнейших промышленных центров страны, стремящийся укрепить свои позиции в качестве транспортно-распределительного и торгово-посреднического центра международного значения, важнейший промышленный, научный, культурный центр. Петербург издавна отличала высокая концентрация машиностроительных предприятий, которые в настоящее время, к сожалению, находятся далеко не в лучшем состоянии. В новое время машиностроение в Петербурге, которое, прежде всего, было ориентировано на выпуск продукции для ВПК и единичной, технически сложной, гражданской продукции, в десятки раз сократило объемы производства. На плаву остаются лишь судостроительные предприятия и компании, выпускающие простейшую продукцию для строительного комплекса.

Металлоторговля: особенности и перспективы
На территории СЗФО до последнего времени в регионе не было отмечено бурного развития металлоторговли и металлообработки. Традиционными товарами предприятий округа являются продукты лесопереработки и пищевой промышленности. Если говорить о металлоторговле, то одной из главных ее характеристик является преимущественная концентрация в Петербурге. А в силу затухающего спроса на металл со стороны машиностроителей, развитие частной металлоторговли в Петербурге началось со снабжения и комплектации предприятий строительной индустрии. И хотя за последние пять лет в структуре продаж произошли серьезные изменения, до сих пор около 75% клиентов металлоторговых компаний составляют строители. Соответственно, наиболее крупные металлоторгующие организации Северо-Запада находятся в Санкт-Петербурге. Всего в городе действует около 200 фирм, торгующих металлом. Среди них есть филиалы сетевых компаний, торговые дома металлургических предприятий, самостоятельные трейдеры, а также небольшие посреднические организации.
В целом, рынок можно охарактеризовать как высококонкурентный. При этом петербургским фирмам зачастую приходится учитывать близость Москвы и Московской области. Так, по ряду причин московские цены могут быть ниже питерских и, в первую очередь, за счет разницы в железнодорожных тарифах, а также значительно большей емкости рынка центрального региона, позволяющего поддерживать на складах металлопрокат в более широком ассортименте и объеме. И при существующих расценках на автомобильные перевозки потребителю иногда оказывается выгоднее покупать металл в Москве.
На рынке Северо-Запада представлен металлопрокат практически всех российских производителей, а также импортная продукция — прежде всего, украинская. Также свою долю рынка имеют производители из соседней Финляндии и других стран Западной Европы. Выгодное транспортное положение региона создает благоприятные возможности как для экспорта, так и для импорта металлопродукции. Это становится актуальным, если цены на прокат на внутреннем рынке выше мировых.
Что касается перспектив для развития металлоторговли в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, то они, в первую очередь, связаны с инвестиционно-строительным комплексом города и области. В этой связи важное значение имеет принятая Правительством города Концепция генерального плана, разработанная на основе принципов достижения среднеевропейских показателей уровня жизни города. Средняя обеспеченность постоянного населения общей площадью квартир к 2015 году планируется 27 кв.м/чел. (в настоящее время 20,2 кв.м/чел.), для чего уже к 2008 г. ставится задача выйти на показатель ввода жилья 3 млн. кв.м. в год. К европейским стандартам Санкт-Петербург должен приблизиться и по таким показателям, как обеспеченность школами, поликлиниками, больницами, уровню автомобилизации, количеству торговых площадей. В Петербурге приняты программы дорожного строительства, развития промышленности, инженерных мощностей, сетей и головных источников до 2010 гг. Город осуществляет строительство кольцевой автодороги, Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга. В Ленинградской области продолжается реализация проектов строительства новых портовых терминалов в Усть-Луге, Приморске, Бухте Батарейной. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области активно ведется инвестиционное строительство автомобильных заводов, действуют программы в рамках приоритетных национальных проектов. Все это позволяет говорить о перспективах увеличения металлопотребления в регионе в целом и в двух его вышеназванных субъектах в частности.
Как использовать близость границы?
Важной для металлоторговцев характеристикой Северо-Западного региона является его географическое положение.
С одной стороны, оно выгодно отличается наличием выхода к морю и существованием ряда крупных морских портов (по данным Комитета по транспортно-транзитной политике Санкт-Петербурга, порты СЗФО перевозят до 44% международных грузов РФ).
С другой стороны, подобное расположение непосредственно у границ РФ ведет к тому, что регион становится практически тупиковым. Возможности транзита или централизованного распределения металлопроката, произведенного в РФ, ограничены только лишь предприятиями Северо-Запада. Экспорт необработанного металлопроката за пределы РФ невозможен в силу ряда причин. Прежде всего, это, конечно, официальный запрет российских металлургов на такие операции. Во-вторых, экспорту препятствуют высокие внутренние цены и барьеры, возводимые фискальными органами на пути возврата НДС.
В силу указанных выше причин, связанных с географическим положением региона, металлоторговый бизнес имеет ряд интересных особенностей.
Прежде всего, это касается цены и сроков оплаты при приобретении рядового импортного металлопроката. Они здесь самые выгодные в стране: сегодня многие крупные трейдеры пытаются заработать на импорте арматуры, тонкой оцинкованной стали и т.д. И весь этот товар навалом или в контейнерах приходит в порт Петербурга. География обширна: Китай, Индия, Турция, Египет, Марокко.
Как правило, операционный цикл трейдера составляет 60—90 дней. Это много для бизнеса в России. К тому же случаются задержки с доставкой, перевалкой, таможней и т.д. Вот почему после прибытия товара в Петербург компании прилагают все усилия, чтобы как можно больше металла осталось на месте, т.е. продалось в Северо-Западном регионе.
Но питерский рынок не резиновый, он не такой большой, как в Москве, и к тому же совсем не приспособлен для транзитной торговли. Вот и получается, что питерские потребители получают самые низкие цены и самые большие отсрочки по платежам.
Второй важной особенностью металлоторговли Петербурга, обусловленной географическим расположением города, является наличие в ассортименте очень многих питерских коренных (не являющихся филиалами сетевых компаний) металлоторговцев продукции собственного дальнейшего передела. Первичная металлообработка в нашем регионе развита, пожалуй, больше, чем где-либо в России.
Во-первых, этому способствует невозможность участвовать в серьезной ценовой конкуренции с местными филиалами сетевых компаний, поскольку, как уже упоминалось выше, регион замкнут и возможности транзита ограничены. Тем не менее, у бизнесменов остается желание иметь значительную валовую прибыль. Пусть это будет не за счет больших объемов продаж при низкой наценке, но за счет сервиса и увеличения при этом добавленной стоимости продукта.
Во-вторых, соседи из близкой нам Финляндии и стран Балтии давно показали, как надо зарабатывать на сервисе при реализации металлопроката. Очень много питерских металлоторговых компаний построено по образу и подобию финских предприятий. Это небольшие, мобильные, гибкие структуры, имеющие набор универсального оборудования, позволяющего обслуживать узкий сегмент строительной индустрии.

Автопром, строительство и плоский прокат
Сооружение автомобильных заводов и перспектива выпуска 150—200 тыс. автомобилей в год, рост потребления плоского проката строителями — эти факторы позволяют отдельно остановиться на проблемах металлоторгового бизнеса в Петербурге, связанного с обработкой плоского проката, ведь этот рынок, несомненно, развивается очень быстро.
Уход в дальнейший передел стал логичным ответом петербургских металлотрейдеров на вызовы, связанные с агрессивным поведением на рынке местных филиалов сетевых компаний. И сегодня очень многие питерские металлоторговцы, занявшиеся металлообработкой, продолжают развивать модель небольших сервисных металлоцентров (СМЦ), которую можно отнести к так называемому финскому типу. Это, прежде всего, изготовители профнастила, металлочерепицы, доборных элементов для кровли и водосточных систем. В последнее время конкуренция среди таких сервисных центров значительно возросла. Компании продолжают расширять ассортимент за счет приобретения новой оснастки или новых универсальных станов.
Конкуренция среди сервисных центров, обслуживающих строительную индустрию, будет и далее увеличиваться. Ведь порог входа в отрасль невелик. Стоимость минимального набора оборудования не превышает 0,5 млн. евро. Выиграют те, которые смогут позволить иметь себе большой запас оцинкованного и окрашенного металла и к тому же полную линейку профильного оборудования. Другой выход в конкурентной борьбе — это вертикальная интеграция в строительную отрасль. Прежде всего, имеется в виду прямое участие в каркасном малоэтажном строительстве. Многие, кстати, в Петербурге уже пошли по этому пути.
Что же касается Северо-Западного рынка гнутых профилей из оцинкованной стали, то он продолжает ежегодно прирастать на 15—20%. Это связано, прежде всего, с теми инвестиционными проектами, которые уже запущены или будут начаты в ближайшее время: заводы Форд, Тойота, Ниссан, Судзуки, Дженерал Моторс. Город может полностью использовать выгоды своего приморского расположения и накопленный за многие десятилетия опыт машиностроительного производства.
Сегодня задача создания крупного сервисного центра по обработке плоского металлопроката очень актуальна для Петербурга. К сожалению, имеющиеся в городе предприятия, занимающиеся продольной и поперечной резкой, не могут удовлетворить запросы ни автомобилистов, ни изготовителей «белой» техники, которые уже запустили здесь свои сборочные производства. Это — Мерлони, Электролюкс, Бош-Сименс и различные китайские компании.
Западные, а теперь уже и восточные компании давно привыкли к развитому сервису со стороны поставщиков металлопроката. Они хотят найти поставщиков этих услуг в Петербурге — и пока безуспешно. По существу, имеющиеся в городе сервисные центры могут удовлетворить требования лишь строительной отрасли. А для оказания услуг машиностроителям необходим абсолютно другой уровень оборудования, которое входит в состав обычного европейского или американского сервисного центра. Это, прежде всего, высокопроизводительные линии продольной резки. Основной вопрос, который сейчас волнует многих участников рынка: когда в городе появятся такие СМЦ? Кто будет первым? Кто не побоится вложить немалые средства и снять сливки с очень привлекательного петербургского рынка? Чей металл будут использовать те же «Тойота», «Форд» и др.?
По материалам докладов В. С. Голенкина, генерального директора ООО «Фирма «Севзапметалл» (конференция «Рынок металлов Северо-Запада») и А.В. Малышева, генерального директора ООО «УПТК-65» (конференция «Листообработка и оборудование для СМЦ»).

Слово экспертам

Для участия в обзоре рынка металлов Северо-Запада мы пригласили специалистов металлоторговых компаний и попросили их ответить на некоторые вопросы.

— Рост доходов металлотрейдеров в 2006 году можно было объяснить, в частности, резким ценовым скачком на металлопрокат. В то же время целый ряд компаний продолжал совершенствовать услуги по металлопереработке, предлагая рынку продукцию высокого передела. Как Вы считаете, какие направления (рост объемов продаж или увеличение количества и повышение качества сервисных услуг) принесут основной доход металлоторговле в 2007 г.?

Эльвира Мезенова, менеджер по PR и рекламе компании «Балтийские стали»:
— Рост прибыли металлотрейдеров будет обеспечиваться за счет предоставления новых видов, совершенствования и расширения услуг, уже предоставляемых компаниями. Я имею в виду, прежде всего, расширение ассортимента, предоставление продукции, которой нет у конкурентов. Хорошие показатели будут у предприятий, улучшающих обслуживание своих клиентов, повышающих качество менеджмента. Важную роль играет наличие необходимой партии на складе. Идеальна схема поставки «день в день». Для достижения такого результата необходимо оптимизировать логистическую цепочку, важную роль играет и удобное месторасположение склада.
Евгений Ганопольский, руководитель отдела маркетинга ТД «Санеста-металл»:
— Конечно, денежный оборот компаний будет повышаться и за счет увеличения цены на металлопродукцию, и за счет роста объемов продаж, что даст соответствующее повышение прибыли. Кроме того, будет расти доход и от металлопереработки.
Сергей Иванов, заместитель генерального директора компании «Гектор»:
— Я сомневаюсь, что увеличение прибыли независимых металлотрейдеров будет существенно зависеть от роста объемов продаж, как, например, у сбытовых сетей комбинатов. Скорее, можно говорить о росте розничных продаж с дополнительным сервисом. Необходимо отметить, что основной показатель любого коммерческого предприятия это прибыль, размер которой зависит и от объема продаж, и от дополнительного сервиса. Предприятия, у которых баланс оптовых продаж с минимальной рентабельностью и розничных продаж с дополнительным сервисом и, соответственно, с более высокой добавленной стоимостью более стабильны и востребованы рынком.
Борис Бутов, директор отдела маркетинга ООО «Руструбпром»:
— В следующем году будет наблюдаться рост доходов и у металлотрейдеров, и у компаний, осуществляющих комплексные поставки проката конечному потребителю. Причем увеличение количества заработанных денег будет происходить и от увеличения объемов продаж, и от увеличения количества и качества предоставляемого сервиса. Основаниями для таких выводов может служить достаточная «разогретость» экономики региона — растет потребление металлопродукции. Экономика, хотя и медленно, начинает приобретать промышленный уклон. Чувствуется рост рынка — и будет происходить увеличение поставок. Обороты компаний растут с каждым годом. Да и в нашем секторе — поставке комплексных решений для трубопроводных сетей — очевиден подъем. Строители стали больше возводить зданий и сооружений, объектов стало вводиться существенно больше, чем несколько лет назад.
Мария Зефирова, маркетолог-аналитик ООО «Сталепромышленная компания СПб»:
— Определять доходность металлоторгового бизнеса будут, в первую очередь, предоставляемые услуги. Это касается и расширения линейки предлагаемых услуг, и качества.
Александр Березкин, директор ООО «ЛИСТ»:
— Что касается цветного проката, то многие трейдеры заработали свою прибыль в этом году на росте цены алюминия и меди на Лондонской Бирже Металлов. Стоимость меди в этом году претерпевает достаточно сильные колебания, поэтому доходы можно было прогнозировать только за счет грамотного управления закупками и планированием складских остатков. В развитии торговли цветным металлопрокатом также значительную роль играет качество и спектр предоставляемых услуг, но в большей степени как конкурентное преимущество, чем как дополнительный источник доходов. При высокой цене металла сервис составляет незначительную долю в общем объеме выручки.

— Каковы Ваши прогнозы изменения цен на прокат в 2007 году?

Э. Мезенова: Рост цен в 2007 году будет более плавным и не столь глобальным. Всплеск ожидаем в апреле-мае.
С. Иванов: Цены в 2007 г., на мой взгляд, будут расти более плавно в размере 3—5% в квартал до лета, летом небольшое снижение в 2—3%, осенью опять незначительный подьем. Сезонные колебания цены в 2—3% были всегда, и в этом ничего удивительного нет. Серьезное влияние на состояние рынка оказывают изменения цен более 10% в ту или иную сторону.
Б. Бутов: Я назвал бы в качестве основного определяющего фактора, влияющего на рост цен на прокат, поведение экспортеров и импортеров, которые стремятся решить все свои тарифные проблемы за счет внутреннего рынка. Изменение объема российского экспорта в любую сторону определяет неизбежный рост цен: «внешнеторговый парадокс». Сегодня внешняя конъюнктура рынка сложилась, глобальных изменений не наблюдается, поэтому я прогнозировал бы стабилизацию цен. Конечно, будет небольшой рост, учитывающий инфляцию, но это не тот опережающий рост цен, который мы наблюдали на протяжении последних пяти лет — за этот период времени цена «прыгнула» вверх, в среднем, в 3—4 раза. В настоящее время цена на металлопрокат вплотную приблизилась к мировой, и, если не произойдет резкого скачка металлопотребления (что при сегодняшнем состоянии российской экономики маловероятно), то колебания цен будут незначительными.
М. Зефирова: В 2007 году возможно небольшое (5—7%) повышение цен. Объективной базы данных для прогнозирования существенного роста, как, впрочем, и снижения, нет.
А. Березкин: В нашем секторе конечная цена производителя базируется на ценах LME, а так как стоимость, например, меди не берутся прогнозировать даже знаменитые мировые эксперты, то мы должны быть готовы ко всему. Все-таки с вероятностью 65% я думаю, что цена на алюминий будет расти, а на медь может падать.

— Обострится ли конкуренция в секторе металлоторговли в связи с приходом на рынок китайского металлопроката, усилением давления со стороны торговых домов металлургических комбинатов, Европейских компаний?

Э. Мезенова: Компании, которые постоянно расширяют ассортимент и имеют стабильный запас материала на складе (например, за счет сотрудничества с новыми поставщиками), несомненно, имеют конкурентное преимущество. Цены на импортный и отечественный прокат (в части нержавеющего проката) примерно сравнялись, поэтому говорить о повышенной конкуренции здесь я не стала бы. Возможно, европейские компании и готовят «прорыв» на российский рынок, но пока этого не заметно, а что будет дальше — посмотрим.
Е. Ганопольский: Думаю, что в 2007 г. в Северо-Западном регионе китайская металлопродукция будет представлена незначительно, прежде всего, в силу географической удаленности. Сомнительно и оказание существенного давления на рынок со стороны европейских производителей (исключение — рынок нержавеющего проката и труб). Основное влияние на наш рынок, по-прежнему, будут оказывать отечественные производители, выстраивающие в последние годы свою сбытовую сеть.
Б. Бутов: Я не думаю, что на сегодняшнее состояние в секторе металлоторговли способны повлиять перечисленные игроки. У нас уже сложился вполне определенный рынок, которому, правда, до классического понятия еще далеко. Основная проблема в том, что активы предприятий не оценены, не пройдено IPO, поэтому не работают должным образом схемы банковского кредита, ориентированные на металлоторговлю. Зачастую у нас на рынке встречаются не совсем рыночные вещи: работают различные схемы взаимозачетов и другие нефинансовые инструменты. И при определенных условиях эти факторы могут оказывать серьезное влияние на всех участников рынка.
Что касается китайского металлопроката, то если Китай будет торговать на Северо-Западе трубной продукцией, то ее цена будет мало отличаться от той, которая в регионе уже установлена — никто, в т.ч. и китайцы, не будут торговать себе в убыток или упускать прибыль, удерживая высокие цены.
Серьезных заводских торговых домов, поставляющих трубную продукцию, на рынке сегодня нет — поэтому сложно говорить об их давлении. Сетевая схема торговли заработает только тогда, когда завод будет отпускать продукцию своим торговым домам по «биржевому» принципу «заводская цена + тариф на перевозку + незначительная филиальная премия». А пока же мы видим, что им, а также сетевым филиалам дана установка самостоятельно зарабатывать деньги, и они мало чем отличаются от независимых металлотрейдеров. Ситуация на рынке сохранится, если не произойдет радикальных изменений типа переноса центра образования прибылей на заводы.
Учитывая, что по большинству сортамента качество российской продукции не хуже, чем европейской, производители из Европы также не составят конкуренции на местном рынке, тем более что труба у них чуть дороже отечественной.
Строительный рынок Санкт-Петербурга — пока рынок не предложения, а спроса, и даже при существенном росте потребления конкуренции не будет: в стране избыток прокатных мощностей, изготовители могут выпускать в 5 раз больше продукции. Настоящий рынок придет в строительную сферу тогда, когда в российских городах будут выполняться нормы реновации. Для примера, в Париже реновация городской инфраструктуры выполняется из расчета 6 кв.м на человека в год. В Cанкт-Петербурге цифры отличаются на порядок: на 4,5 млн. жителей вводится около 2 млн.кв.м жилья, т.е. около 0,5 кв.м на человека в год! Отсюда вытекают и причины перекосов рынка, когда предложение не определяется спросом.
С. Иванов: Если говорить о конкуренции со стороны китайских производителей, то, начиная с 2008 г., они смогут оказывать существенное влияние на наш рынок. Конечно, в этом вопросе значительную роль играет транспортная составляющая — Санкт-Петербург все-таки находится далеко от Поднебесной. Но существующие тенденции, поставки китайского металлопроката в другие регионы России позволяют сделать предположение, что «дешевый» металл доберется и до нас.
Торговые дома отечественных металлургических комбинатов будут продолжать конкурентную борьбу за рынок, причем «соревнование» будет проходить среди самих сбытовых структур комбинатов — им интересны большие объемы реализации.
Европа будет продолжать наращивать свое присутствие и, в первую очередь, предлагать услуги по металлопереработке. Нашим компаниям пока очень тяжело конкурировать с европейскими СМЦ, и борьба здесь будет очень жесткая.
М. Зефирова: Китайский конструкционный и нержавеющий прокат — эти позиции будут присутствовать на нашем рынке в следующем году. Арматура пока представлена более близкими странами: Данией, Украиной и др., но надо учитывать, что китайская арматура уже присутствует на российском рынке. Что касается конкуренции, то на ее обострение китайские производители, скорее всего не повлияют — они будут ориентироваться на крупные поставки, и игроки рынка останутся теми же.
Торговые дома российских металлургических комбинатов будут наращивать влияние на рынок. Европейский производитель пока осторожно идет на наш рынок. Вполне возможно, что европейские предприятия будут ориентированы, прежде всего, на сервисные услуги. Пример тому — финская компания «Ruukki», представляющая готовые решения для строительного сектора, и такие фирмы все активнее смотрят в сторону России и ее Северо-Западного региона.
А. Березкин: На медном рынке практически каждый завод ОЦМ имеет в основных регионах России свой Торговый Дом, который, по сути, выполняет роль службы сбыта предприятия. Активно работая с конечным потребителем, оставляя для металлоторговца от 30 до 25% рынка, заводы ОЦМ пытаются и на этой доле конкурировать со своим дистрибьютором с помощью торговых домов, и, надо отметить, что все-таки это достаточно трудно. Для того чтобы торговать в розницу, необходимы: особая инфраструктура, опыт работы с мелкими заказчиками, большие вложения в оборудование складского хозяйства, что у торговых домов еще не наработано, и вряд ли заводы будут вкладывать в это средства в ближайшей перспективе.
Производители алюминиевого проката не пытаются жестко конкурировать со своими дилерами, система их взаимоотношений с торговцами хорошо продумана и устоялась.
Что касается прихода европейских компаний, то конкуренцию с ними выдержать будет трудно. Западные фирмы готовы строить на нашем рынке все с нуля, создавая металлобазы по своему образцу. Думаю, потребитель уже готов к их приходу, и услуги, которые могут предложить европейские компании, будут в скором времени востребованы на рынке.

— Что даст металлоторговле Северо-Запада географическая близость к Европе?

Э. Мезенова: Близость к Европе сегодня не является основным преимуществом — выигрыш только в километрах, но, например, в нержавеющем прокате это не те плюсы, которые являются решающим фактором при формировании цены.
Е. Ганопольский: Для компании «Санеста-Металл» географическая близость к Европе это, прежде всего, возможность перенимать у западных коллег передовой опыт в области логистики и продаж металлопродукции.
Б. Бутов: Наш регион будет первым в стране, массово использующим трубу европейского производства в инженерных сетях. Например, в Финляндии есть шикарный трубный завод — и при условии того, что стоимость передела соизмерима со стоимостью транспортной доступности, мы — первый регион в стране, который может потреблять финскую продукцию. Это касается, в первую очередь, труб диаметром от 400 мм. Сортамент меньшего диаметра в настоящее время может с успехом заменяться и другими, неметаллическими материалами.
С. Иванов: Близость к Европе позволяет проводить насыщение рынка незанятыми позициями: тот металл, который раньше поставлялся под заказ, теперь будет размещен на складах в Санкт-Петербурге.
По рядовому прокату ситуация вряд ли изменится — здесь рынок прочно занят отечественной продукцией, которая к тому же и дешевле. По спецсталям положение иное — и западные компании имеют все основания для выхода на рынок.
М. Зефирова: Рынок Северо-Запада — растущий рынок: положительную динамику показывают индексы производства и промышленности. Поэтому он привлекателен в том числе и для европейских производителей и трейдеров. Близость к Европе, с одной стороны, позволяет находить альтернативных поставщиков по ряду позиций, с другой стороны, будет поднимать стандарты и качество сервисных услуг по переработке металла.
Думаю, что те поставки, которые проходили в 2006 г., будут проходить и в следующем, и металлоторговля с Западом будет развиваться.
А. Березкин: Как я и говорил выше, прежде всего, близость к Европе принесет нам конкуренцию со стороны европейских компаний. Потому что многие из них смотрят на Петербург как на самого близкого (в отношении места, где можно открыть филиал) соседа.

— Как отмечают аналитики, в настоящее время до 75% металла потребляют строители. Изменится ли эта цифра в следующем году в пользу машиностроения?

Э. Мезенова: Постепенно металлопрокат будет все шире внедряться в другие области — не только в строительство. Например, представители компании «Арселлор» на прошедшей в Москве выставке «Металл-Экспо» представили доклад об использовании нержавеющей стали в автомобильной промышленности.
Однако это долгосрочные перспективы. Существенно тормозит этот процесс цена.
Е. Ганопольский: Пока предпосылок к этому я не вижу.
Б. Бутов: В нашей системе поставок трубных систем доля машиностроительных предприятий не превышает 10%. И нет предпосылок к ее увеличению — заводы закрываются. С другой стороны, мы видим, что есть спрос на специальный сортамент. Компании, специализирующиеся на таких поставках, могут на этом заработать.
С. Иванов: Я считаю, что в 2007 г. данная ситуация если и изменится, то незначительно. Хотя в строительстве все больше используется механизированный труд. Соответственно, оборудование необходимо ремонтировать, надо приобретать новое — за счет этого возможен рост и в отечественном машиностроении, но с одной оговоркой: если качество отечественного оборудования не будет уступать аналогам зарубежных производителей. Обновление парка оборудования носит циклический характер, спрогнозировать этот цикл сложно.
М. Зефирова: Сложно прогнозировать резкий подъем машиностроительной отрасли в 2007 г. Скорее, можно говорить о более долгосрочных прогнозах — на 3—5 лет. Что касается строительного сектора, темпы роста потребления металлопроката сохранятся — заявлено достаточно много федеральных, региональных программ, в т.ч. приоритетных национальных проектов.
А. Березкин: Мы видим увеличение потребления цветного металлопроката в нашем регионе за счет спроса со стороны предприятий энергетики и электротехники. Эти отрасли демонстрируют рост в 5—10% в год, и перспективы инвестиций в их развитие внушают оптимизм. В то же время растет потребление алюминиевых профилей и листа в строительной области, которая также развивается хорошими темпами.

Николай Александров,
Корреспондент журнала «МЕТАЛЛЫ и ЦЕНЫ»