Металлы и цены

Промышленный субконтрактинг — замена госплану

Статья опубликована в номере 21 (129)-2006

Поиск по статьям

https://autotuni.ru/news/page/185/

Промышленное производство приобретает ярко выраженные черты специализации. В этих условиях важно обладать полной и достоверной информацией о том, какие заказы может выполнять то или иное предприятие, у кого какое оборудование имеется в наличии и что планируется приобрести в ближайшее время. Ответы на эти вопросы, помогающие сориентироваться в современном промышленном бизнесе, дает информационная система субконтрактинга.

Одна из самых главных задач субконтрактинга — помощь предприятиям в привлечении заказов для дозагрузки производственных мощностей. Другая задача — оказание услуг компаниям в поиске и отборе субконтракторов — предприятий, обладающих необходимыми производственными возможностями для выполнения их заказа. Для выполнения этих задач необходимо иметь информационную базу данных производителей и заказчиков. Компании, занимающиеся субконтрактингом, создают такую базу, проводят целевой отбор поставщиков продукции и услуг, ведут правовое сопровождение сделок. Кроме этого, в рамках субконтрактинга могут решаться и задачи необходимого материального и кадрового обеспечения выполнения заказов, привлечения инвестиций, технологического и инженерного консалтинга и другие.
Поскольку субконтрактинг призван развивать экономику предприятий и способствовать общему промышленному подъему в стране, то ему придается большое значение и со стороны бизнеса и со стороны государства. Властные органы, промышленные предприятия способствуют созданию центров субконтрактинга, которые, помимо деятельности в подборе заказов, проводят семинары, выставки и иные подобные мероприятия. На них представляются новейшие технологические достижения, продвигаются современные материалы и технологии.
Для решения задач, стоящих перед субконтрактингом в России создано НП «Национальное партнерство развития субконтрактации», в рамках которого в каждом регионе действуют региональные центры субконтрактации. К примеру, субконтрактинговым центром Санкт-Петербургского региона России является Институт промышленного субконтрактинга. Деятельность Института заключается в развитии субконтрактинговых отношений между промышленными предприятиями Санкт-Петербурга и других регионов России. Создана и совершенствуется информационная база технологических возможностей промышленных предприятий Санкт-Петербурга, сформированная Фондом Поддержки Промышленности при поддержке Комитета Экономического развития и промышленной политики Санкт-Петербурга и Института промышленного субконтрактинга.
Мы беседуем с Николаем Васильевичем Филатовым, генеральным директором ЗАО «Институт промышленного субконтрактинга».

— Николай Васильевич, существует довольно распространенное мнение, что субконтрактинг — это простое посредничество. Так ли это?
— Нет, субконтрактинг — гораздо более широкое понятие. Это целая сеть мероприятий, направленных на улучшение взаимодействия между предприятиями для более рационального использования имеющихся у предприятий ресурсов. Сегодня каждый руководитель мечтает на 100% загрузить свои производственные мощности, и субконтрактинговые отношения им в этом помогают. Мы сегодня создали Информационную базу технологических возможностей предприятий. На этой информационной площадке компании могут посмотреть друг у друга наличие того или иного оборудования, уровеньа квалификации персонала, наличие и качество складских помещений, транспорта. И с учетом этих возможностей компании могут выбрать себе партнеров по выполнению заказов.
Конечно, в этом направлении предстоит еще много работы, но главное — что она уже ведется. И предприятия получили реальную возможность доступа к информационной базе. Она открыта для всех, и посмотреть ее может любой желающий. Тенденции «закрывать» базу, прятать сведения — нет, наоборот, мы призываем всех работать вместе. Наличие устойчивой обратной связи с предприятиями — одно из главных условий работы в этом направлении.

— Как вы работаете с органами власти по развитию субконтрактинга в регионе?
— Сегодня можно отметить положительную тенденцию — власть начинает «поворачиваться лицом» к промышленнику. Уделяется внимание развитию новых производств, внедрению передовых технологий, власть принимает участие в диалоге с бизнесом. Конечно, хочется, чтобы проблемам промышленников придавалось больше значения, быстрее решались некоторые вопросы, но, в целом, позитивность сотрудничества очевидна. В идеале власть должна предлагать бизнесу определенные векторы развития — и тогда бизнес будет полноценно с ним взаимодействовать, образуя экономически стабильное сообщество.
Конечно, на этом пути достаточно много преград. Одна из них — финансовый вопрос, тормозящий развитие отечественного производителя. Дело в том, что западные инвесторы зачастую приходят в Россию с достаточно дешевыми кредитами, полученными в Европейских банках. И они попадают в заведомо выигрышное положение, по сравнению с отечественными компаниями: при прочих равных условиях уровень ставок российского кредитования значительно выше европейского. А учитывая низкую стоимость энергоресурсов и рабочей силы в нашей стране, иностранный инвестор получает определенное преимущество и перед своими соотечественниками.
Регулирование этих вопросов, реальная постановка в равные условия отечественного и иностранного бизнеса — прерогатива власти.

— Какие совместные мероприятия власти и бизнес сообщества вы отметили бы?
— Таких мероприятий проводится очень много. Заинтересованность обеих сторон в развитии производственного потенциала региона очевидна. Я отметил бы расширение международных связей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Установившиеся деловые и дружественные взаимоотношения между Северо-Западным регионом и Финляндией. Если говорить о субконтрактинге, то в рамках реализации проекта «Расширение промышленного сотрудничества приграничных регионов России и Финляндии», координируемого агентством развития региона Финляндии Котка-Хамина Cursor Oy и финансируемого Европейским союзом и частично предприятиями участниками, создан и работает специализированный сайт заказов финских компаний. С российской стороны в проекте участвуют Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) Санкт-Петербурга, Фонд поддержки промышленности, Институт промышленного субконтрактинга и предприятия Санкт-Петербурга. Адрес Специализированного сайта финских заказов в Интернете: www.spb-outsource.ru.
Другой совместный российско-финский проект — «Прометей» (повышение эффективности металлообрабатывающих предприятий). В нем принимают участие ведущие промышленные предприятия Санкт-Петербурга и Финляндии. Проект является одним из элементов деятельности по программе «Соседство Юго-Восточная Финляндия- Россия». Целью проекта является содействие модернизации российских промышленных предприятий, повышение их производительности и технологического уровня с целью увеличения объемов заказов, размещаемых финскими и другими международными компаниями на предприятиях Санкт-Петербурга.

Интересным проектом российско-немецкого сотрудничества является создание в Петербурге технопарка. Другим примером взаимодействия на международном региональном уровне может служить уже подписанное соглашение между ОАО «Кировский завод» и германской компаний «Херманн-Равема Гмбх» (город Хемниц) о выполнении поставок и работ по строительству в Санкт-Петербурге литейного завода мощностью 25 тыс. тонн стали и чугуна в год. Данный договор подписан в рамках Соглашения о сотрудничестве между правительством Санкт-Петербурга и правительством Саксонии.

Кира Смоленцева,
корреспондент «МиЦ»