Металлы и цены

Тенденции импорта металлопроката в Россию

Статья опубликована в номере 19 (127)-2006

Поиск по статьям

Россия, полностью обеспеченная основным сортаментом металлопроката, постепенно увеличивает закупки некоторых позиций на внешнем рынке. Что это — нежелание потребителей идти навстречу отечественным металлургическим комбинатам и приобретать их товар или отсутствие российского производства отдельных видов металлопроката? Зарубежные производители, в первую очередь, хотят поставлять продукцию с высокой добавленной стоимостью. А насколько готовы к конкуренции отечественные предприятия?
В нашей беседе принимает участие Микко Сёдерлунд — вице-президент по продажам Ruukki Metals.

ruukki

Импортный прокат: статистика потребления.
По данным Госкомстата, импорт сортового металлопроката за семь месяцев 2006 года снизился на 12%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и составил 600 тыс. тонн. Доля импортных поставок балки уменьшилась с 12,1% в 2005 г. до 10,1% в 2006 г. и продолжает сокращаться. 94% поставляемой балки обеспечивает Украина, и на фоне растущего недовольства отечественных металлургов дешевым украинским металлом некоторые аналитики прогнозируют возможное возведение административных барьеров на пути украинской балки в Россию.
Импорт стального листа по итогам восемь месяцев 2006 г. вырос почти на 23%. Участились поставки листа из Европы. По предварительным оценкам, объемы отгрузки из Европы сухопутным транспортом выросли более чем на 30%, а морским (через порты Балтийского моря) — в несколько раз. Активизация европейских производителей стального листа продолжается, и их виды на российский рынок становятся все более очевидными.
Суммарный импорт азиатского стального листа в Россию за первую половину 2006 года увеличился более чем в 2,2 раза (главным образом, за счет Казахстана и Китая, хотя появляются поставки из стран Северной Африки — Египта и Марокко). Доля азиатского региона в общей массе зарубежных поставок плоского проката в Россию достигла 21%.
Объемы труб, импортируемых в Россию из Украины, по итогам 8 месяцев 2006 г., увеличились на 28%. Причем рост наблюдается уже в течение длительного периода времени, даже несмотря на введенные ограничения и пошлины. Кстати, существующая система пошлин не привела к ожидаемому сокращению импорта. Более того, ситуация может сложиться так, что к моменту принятия решений о введении жесткой пошлины на трубы большого диаметра из Украины, российский рынок уже не сможет без них обойтись в силу продолжающегося бурного развития нефтегазовой отрасли и реализации крупных проектов по строительству нефте- и газопроводов.

Иностранные компании приходят в Россию
За последние годы увеличилось количество иностранных компаний, желающих торговать металлом в нашей стране. К примеру, компания Arcelor уже имеет торговое представительство в Москве, продающее сортовой, листовой прокат и продукты из нержавеющей стали, и теперь присматривается к российскому рынку металлотрейдинга. Не исключено, что Arcelor воспользуется опытом коллег из Германии — компании ThyssenKrupp — и купит готовую сеть торговых филиалов.
Совместное предприятие ThyssenKrupp Materials на российском рынке уже 2 года и активно сотрудничает с российскими предприятиями, обеспечивая их отдельными видами продукции.
Финский концерн Ruukki, работающий в 23 странах мира, представлен и в России. Об особенностях работы иностранных металлургических компаний на российском рынке любезно согласился рассказать Микко Сёдерлунд — вице-президент по продажам Ruukki Metals.

— Скажите, Микко, что привлекает иностранные компании на российский рынок? Какой сортамент ввозится?
— Если говорить об отдельных видах металлопроката, то наибольший интерес для производителей представляет продажа товара с высокой добавленной стоимостью. Это традиционная нержавейка, оцинкованный лист HDG, листы с полимерным покрытием (так называемая «лакокраска»). Эти продукты высокотехнологичны, имеют большую добавленную стоимость и пользуются спросом в России вследствие их небольшого внутреннего производства.
Что касается оцинковки, отмечу, что ввозимый продукт не замещает отечественный прокат. Это изделия, отличающиеся по техническим характеристикам. У импортного проката выше предел текучести, масса цинкового покрытия составляет 280—350 г/кв.м, и этот показатель выше, чем у аналогичного российского листа. Основными потребителями данного проката являются машиностроительные предприятия и заводы по выпуску готовых изделий, в т.ч. группы ТНП (товаров народного потребления — ред.). В настоящее время производство в России находится на подъеме, соответственно, увеличивается потребление металлопроката и возрастает импорт.
А вот в традиционных областях применения оцинкованного железа, к примеру, в строительстве, где требуется профилированный лист, кровельное железо, позиции российских металлургических заводов очень сильны. Импортному материалу здесь очень сложно конкурировать с отечественным, особенно по толщинам в 0,5; 0,6; 1 мм.
В настоящее время в больших объемах поставляется сталь с полимерным покрытием. В этом сегменте западные поставщики чувствуют себя уверенно, продукция заводов Аrcelor, Ruukki, SSAB, Corus, Thyssen заметна на российском рынке. Можно говорить о том, что практически все европейские металлургические предприятия, так или иначе, поставляют свой прокат. Ситуацию роста спроса на сталь с полимерным покрытием определяет рынок: спрос больше, чем возможность внутреннего производства — и остаются неудовлетворенные потребности, которые покрываются за счет импорта.
Наблюдается и постоянный рост потребления нержавеющей стали, определяемый все той же причиной — увеличением объемов машиностроительного производства. В стране требуется больше металла определенного качества, и недостающую продукцию привозят из-за границы.
— А как обстоят дела с импортной арматурой, листом для автомобильной промышленности?
— Что касается импорта арматуры, то здесь не так все просто. Дело в том, что этого сегмента металлопроката в нашей стране было всегда много. И сегодня нет резкого увеличения его потребления. Та ситуация с арматурой, которую мы наблюдали летом, скорее всего, обычный сезонный спрос, не имеющий каких-либо серьезных последствий для импорта. Я считаю, что импорта данной продукции из дальнего зарубежья пока не будет: другая цена, большие транспортные расходы и прочие условия делают такие поставки экономически не выгодными. Летом руководство концерна Ruukki приняло решение о продаже своего арматурного бизнеса, что связано с желанием сконцентрироваться на ключевых направлениях.
Импорт горячекатаной стали в текущем году примерно такой же, как и в прошлом, заметного роста потребления нет. Если рассматривать автомобилестроение, то по потреблению стали ситуацию однозначно охарактеризовать нельзя. У отечественных автогигантов (таких, как Волжский, Горьковский, Камский заводы) есть свои традиционные российские поставщики. Более того, российские металлургические комбинаты уже начали активно осваивать выпуск качественного холоднокатаного и оцинкованного проката для автомобильной промышленности. Например, «Северсталь» уже выпустило более 100 тыс. тонн стали на своем заводе «Севергал». Можно сказать так: в автомобильной отрасли применяется практически только отечественная сталь.
— Сегодня много говорится о дешевой стали, импортируемой из азиатских стран. Возможно ли увеличение импорта за счет этого региона?
— Небольшая добавленная стоимость продуктов второго и третьего передела делает сомнительным доход от импортных операций с холоднокатаным и горячекатаным прокатом. Если говорить об азиатском рынке, то рост импорта наблюдается только по оцинковке горячего погружения (HDG) и «лакокраске» — металлах с полимерным покрытием (т.е. продуктах с высокой добавленной стоимостью). На российском рынке сейчас представлена продукция известных южнокорейских компаний, например, концерна Posko. Прокат китайских производителей в Северо-Западном регионе представлен эпизодически (например, известной компанией Baosteel), но в районах Сибири и Дальнего Востока ситуация может быть другой. Китайские компании становятся нетто-экспортерами стали, и эта тенденция ощутима.
— Как будет развиваться ситуация с импортом в 2007 года?
— Тенденцию импорта металлопроката довольно легко проследить. Есть так называемые «нишевые» продукты, которые продолжат ввозить в нашу страну. Причем увеличение поставок будет напрямую зависеть от развития отечественного машиностроения, строительной индустрии: будет рост производства — будет и рост поставок, в том числе и импортных.
Перспектива замещения импортного металла отечественным пока не прослеживается — иностранные компании предлагают «нишевую», единичную продукцию, в производстве которой российские металлургические комбинаты не испытывают необходимости. Программы модернизации направлены, в основном, на увеличение выпуска массовых и наиболее потребляемых сталей. Российским металлургам в настоящий момент времени необходимо модернизация и для увеличения объемов выпуска, и для снижения затрат для производства из-за большего энергопотребления при производстве. Также для развития позиций на мировом рынке им нужно приобретать предприятия за рубежом.
Ситуация изменится только тогда, когда будет резкий скачок в промышленном производстве в России, когда машиностроению и другим отраслям потребуется много стали, когда у отечественных промышленных комплексов появятся экспортные поставки машиностроительной отрасли. Но пока, к сожалению, этот рост не так значителен, как хотелось бы.

При подготовке статьи использованы материалы с сайтов:
Rusmet.ru, INFOLine ИА, Руструбпром, www.aksnews.ru