Металлы и цены

Спрос на металлопрокат будет расти

Статья опубликована в номере 17 (125)-2006

Поиск по статьям

Удовлетворяет ли качество выпускаемой отечественной стали российские машиностроительные заводы, «качнется» ли рынок в сторону импорта? На эти и другие вопросы мы попросили ответить представителей металлотрейдеров Северо-Западного региона.

На вопросы корреспондента нашего журнала отвечают заместитель генерального директора компании «Гектор» Сергей Александрович Иванов и начальник отдела снабжения БФ «Балтик»Тимофей Валерьевич Луненок.

— Достаточно ли предложений по металлопрокату на внутреннем рынке? Почему образовались очереди на получение партий сортового проката? Устраивает ли предприятия качество отечественного металла?
— С.И.: Российские заводы полностью удовлетворяют потребности внутреннего рынка в качественных конструкционных сталях и сортовом прокате. Отечественный прокат выпускается на достаточно высоком уровне, хотя необходимо отметить, что здесь есть над чем работать нашим производителям. Уникальность такого предприятия, как ОАО «Металлургический завод им. А.К.Серова» в следующем: достаточно широкий сортамент по профилю и по маркам сталей, предсказуемый срок поставки, минимальная партия товара. И все это в рамках одного поставщика. Специфика же конструкционных сталей заключается в том, что объем потребления небольшой, требования к прокату от заказа к заказу различные, марочник конструкционной и инструментальной стали огромный, а спрогнозировать потребность очень сложно, а порой невозможно. У импортных сталей также хорошее качество, но в силу целого ряда причин они редко используются, хотя по отдельным видам и присутствуют на рынке. В основном, это продукция ближнего зарубежья — Белоруссии и Украины. По некоторым позициям, например, листовому прокату для автомобилестроения, отечественная сталь заметно уступает импортной, ее производство только начинает развиваться. Так, на ОАО «Северсталь» в настоящее время успешно осваивается производство листового проката для автомобилестроения.
По-поводу ситуации, которая сложилась летом, необходимо отметить два аспекта. Первый состоит в том, что повышенный спрос со стороны внутреннего рынка и, как следствие, увеличение отпускных цен, были прогнозируемы, хотя и превзошли планируемый многими уровень. Производители, придерживавшиеся цивилизованных отношений со своими покупателями, заранее предупредили о предстоящих ремонтах и о возможных сбоях в поставках, поэтому на рынке и не было свободных объемов, а удовлетворить повышенный спрос заводы просто физически не могли. На вышеуказанные факты рынок, как правило, реагировал ценой, хотя периодически и образовывался дефицит.

— Т.Л.: Качество отечественной стали хорошее. В подтверждение этого можно отметить, что на нее есть постоянный спрос, причем не только в России. Например, в нашу фирму постоянно приходят заявки на российский металлопрокат из стран ближнего зарубежья, Италии, Испании, Израиля и других государств. Если говорить о качественных конструкционных сталях, то необходимо отметить, прежде всего, ОАО «Завод им. Серова» и «Мечел».
Что касается наблюдаемого сложного положения дел с сортовым прокатом, я полагаю, что создавшаяся ситуация продержится до ноября, а потом пойдет спад. В поддержку этого говорит и то, что мощностей отечественных комбинатов вполне хватает для производства всего требуемого в стране металлопроката, в т.ч. и сортового. То, что случилось на рынке летом, объясняется сезонными колебаниями цен. Но усугубили ситуацию и остановки двух комбинатов на ремонт: Серовского и Западно-Сибирского.

— Что Вы можете сказать про экспорт металлопроката для машиностроения?
— С.И.: Экспорт конструкционных сталей достаточно велик, хотя если сравнивать данные за 2005—2006 гг., то можно заметить, что доля экспортных поставок сокращается. Это связано с достаточно выгодным внутренним рынком. Наша страна поставляет конструкционную сталь в страны Западной Европы и ряд других стран. Если говорить про рынки Китая и Индии, то у них достаточно развито собственное производство конструкционных сталей, и экспорт на данные рынки возможен в виде полуфабрикатов (слябы, товарная заготовка), т.к. данные страны имеют свои прокатные мощности.

— Т.Л.: Экспорт всегда был интересен для наших предприятий. Но сегодня ситуация несколько изменилась — более выгодным стал внутренний рынок. Что касается легированных сталей, то экспорта, возможно, было бы меньше, если бы наши предприятия освоили выпуск высококачественного инструмента. Но, к сожалению, пока значительную часть инструментальных сталей мы вывозим из страны, чтобы затем приобретать инструмент, изготовленный из нее же иностранными фирмами.

Как сообщает USB, нехватка поставок горячекатаного проката на российский внутренний рынок привела к тому, что экспортный объем уменьшился. Компания «Северсталь» реализовала около 300 тыс. т стального материала на экспортном рынке, включая заготовку, г/к и х/к рулоны, оцинкованный прокат и трубы. Г/к рулоны составили 50% экспортного объема. Магнитогорский МК также снизит свои экспортные поставки г/к рулона в США до уровня менее 320 тыс. т в 2006 г. Трейдеры считают, что причина снижения экспорта — увеличившийся спрос на г/к продукцию на внутреннем рынке РФ.

— Увеличилось ли в России потребление металлопроката за последние годы? С чем это связано? Как влияет на развитие машиностроения развитие металлургии?
— С.И.: Если говорить о росте потребления, то он есть. По отношению к 2003—2004 гг. он сегодня составляет примерно +10—15%. Но в отдельных подотраслях машиностроения, например, в станкостроении, потребность в стали падает, так как все чаще отечественное оборудование заменяется на импортное. Зато отчетливо прослеживается рост потребления металлопроката в электроэнергетике — устаревшее оборудование заменяется новым, причем отечественного производства.
Сегодня взаимосвязь «металлургия — промышленность» видна как никогда. И развитие первой, конечно, влияет и на рост второй. Этому способствует и то, что практически все комбинаты входят в финансовые холдинги, обладающие и машиностроительными предприятиями. Взять, к примеру, группу «Металлоинвест», которая наряду с Орско-Халиловским металлургическим комбинатом, имеет и машиностроительный завод.
Сегодня, благодаря принятым Правительством РФ программам, происходит развитие целого ряда отраслей. Государственная программа по развитию сельского хозяйства предусматривает обновление парка сельскохозяйственной техники, комплектование ее запчастями. Соответственно, будут развиваться тракторостроение, вспомогательные отрасли.
Одна из самых бурно развивающихся отраслей — судостроение. С 2002—2003 гг. рост потребления проката здесь составляет более 10%.
В настоящее время прослеживается тенденция увеличения объема закупок оборонной отраслью. Причем используются в основнам отечественные материалы, что продиктовано условиями приемки Министерства Обороны, Авиатехприемкой, Судовым регистром. Под требования судостроительных и оборонных предприятий сертифицирована продукция только отечественных заводов.
Могу назвать еще несколько принятых программ, положительно влияющих на рост машиностроения, в частности, это государственная программа «Газпрома».

— Т.Л.: Одна из проблемных тем развития машиностроительной отрасли — станкостроение, где производители только начали набирать обороты. К сожалению, не достигнув пока нужного уровня, сегодня они не выдерживают конкуренции: заводам проще купить готовый импортный станок, а не заниматься изобретательством. Поэтому потребление стали этой подотраслью низкое. Но уже есть положительные моменты: на машиностроительных выставках этого года мы все чаще видим вполне добротное отечественное металлорежущее оборудование.

Металлургия занимает второе место в России по количеству инвестиционных проектов, ее доля составляет 20%. Прирост металлургического производства и производства готовых металлических изделий за первое полугодие 2006 г. составил 11,3%, что на 4,3% выше, чем показатели 2005 г. Исследование инвестиционных процессов, проведенное информационным агентством «ИНФОЛайн», показало наличие значительного количества проектов на начальной стадии, реализация которых в ближайшие полтора-два года позволит увеличить объем промышленного производства, что обеспечит положительную динамику развития российской экономики.
Источник: УРМ, 04.09.06.

— Пользуется ли спросом импортная сталь? Каковы тенденции развития импорта?
— С.И.: Импорт конструкционных сталей в настоящее время крайне незначителен, и в ближайшее время его роста, скорее всего, не произойдет — металлургическое производство достаточно хорошо развито. Кроме того, наша промышленность использует широкую гамму стали, которой нет в импортном сортаменте. Ситуация на рынке будет оставаться стабильной в том случае, если производители не будут спекулировать на рынке. Если же цена проката будет по-прежнему расти быстрее спроса, то потребители, возможно, начнут рассматривать разные варианты поставок, и рынок может «качнуться» в сторону импорта.
В принципе, торговля зарубежными конструкционными сталями вполне возможна, если найдется универсальный поставщик — очень крупная металлобаза с большим перечнем сортамента. Особенно это касается менее ответственных позиций конструкционной стали, например, горячекатаной стали из Китая. Но пока ее массовые поставки сдерживает транспортная составляющая.

— Т.Л.: Среди всего объема металла в России импортная сталь практически вся привозится из Украины и Белоруссии, причем у последней страны мы импортируем арматуру. Отдельно нужно говорить об импорте нержавеющей стали. Это конкурентоспособный на нашем рынке материал. Его доставляют из Швеции, Италии, Германии.
Полагаю, что со временем импорт стали будет расти: сезонные колебания на внутреннем рынке приводят к тому, что становится выгоднее приобретать материал у соседей, чем стоять в очереди у комбинатов.
Примером может служить дешевая китайская сталь. Материал совершенно невысокого качества, но многие предприятия ее берут из-за низкой цены, несмотря на существенный (более 20% стоимости) ж/д тариф.
Ситуация с импортом будет зависеть от ценовой политики отечественных комбинатов, но, думаю, что никто не хочет упускать завоеванный рынок, и наши производители будут устанавливать адекватные цены.

Записал  В. Николаев