Металлы и цены

Диагностика предотврати покупку "кота в мешке"

Статья опубликована в номере 16 (124)-2006

Поиск по статьям

Одна из проблем отрасли ЖКХ — необходимость замены огромного количества сетей, выработавших свой срок службы. Усложняет задачу дорогая цена на качественную металлопродукцию: на все необходимые работы просто не хватает средств. Перед эксплуатирующими организациями встает вопрос: делать не много, но надолго — или же экономить на качестве материала в угоду объемам выполненных работ. И решение не всегда выбирается в пользу качества.

трубы

Проблемы трубопроводной России.

Длина инженерных коммуникаций только по отрасли ЖКХ в России исчисляется миллионами километров. При этом в отрасли наблюдается огромная степень износа инфраструктуры, в первую очередь, труб теплотрасс. В последние годы, по данным Министерства регионального развития РФ, на теплотрассах происходит более 10 000 аварий в год. По официальным оценкам, на существующих сетях теряется как минимум 30% тепла. Эти потери сводят на нет экономию, полученную от комбинированной выработки тепла и электроэнергии на ТЭЦ. Из-за коррозии, вызванной и плохим качеством труб и не очень хорошей водоподготовкой, российские трубопроводы заменяются в четыре-пять раз чаще, чем принято в других странах.

Cуммарная протяженность водопроводных, канализационных и тепловых сетей (в однотрубном измерении) в России составляет более 1 млн. км. По расчетам специалистов, в системах водоснабжения необходимо заменить 158 тыс. км труб (30% от общей протяженности), в канализационной системе — 58 тыс. км (36%).

В последние несколько лет ситуация в отрасли еще более обострилась. Сокращение финансирования привело к уменьшению объемов перекладок трубопроводов. Стремясь сохранить показатели, руководство предприятий теплоснабжения пыталось не допускать увеличения аварийности, но, тем не менее, снижало требования к качеству, всячески удешевляя строительные работы. Переложенные сети имели слишком низкий ресурс и через пять-семь лет требовали новой перекладки. В итоге количество аварий начало резко расти, существенно возросли и расходы на содержание аварийных служб.
Главной причиной всех проблем инженерной инфраструктуры ЖКХ специалисты называют прогрессирующее и повсеместное старение трубопроводов. Но вместе с возрастанием угрозы возникновения аварий увеличиваются и масштабы вызываемого ими ущерба, исчисляемого уже сотнями миллионов рублей. Страдают не только жилые массивы и граждане — есть проблемы с сохранением и защитой культурно-исторического наследия, памятников истории и архитектуры. Многим жителям Санкт-Петербурга, например, памятна произошедшая несколько лет тому назад авария водопровода в Библиотеке РАН, в результате которой было повреждено и погибло большое количество уникальных изданий. Восстанавливать фонды тогда помогали все мировые державы.

Погреть руки на чужой беде.

Как ни прискорбно об этом писать, однако есть недобросовестные чиновники и поставщики, желающие лично обогатиться за счет отраслевых проблем. Способов здесь существует немало. Один из них, к примеру — установка низкокачественных труб с дешевым покрытием с последующей (когда работы выполнены и трубы уложены в землю и засыпаны) выдачей их за дорогостоящую продукцию. Экономят на всем, в том числе и на нарушении технологий. Иногда даже простейшее мероприятие по нанесению на трубу нормативного антикоррозийного покрытия (а это во многом определяет ресурс трубопровода) проводится либо на неподготовленную поверхность, либо заменяется покраской запрещенным к применению составом (например, «кузбас-лаком»). Но выявлять подобные технологические нарушения сложно, поскольку практически на всех предприятиях ЖКХ отсутствуют службы контроля качества покрытий и коррозии трубопроводов. В итоге безаварийный период жизни тепловых сетей редко превышает 10 лет. Другой способ легкой наживы — поставка так называемой «восстановленной» трубы, по принципу «здесь снимем, а в доме напротив — поставим». Помните анекдот про смену белья в лагере? Стоимость такой трубы существенно (в 2—3 раза) ниже, чем новой, а зачастую отличить такой товар от нового можно лишь с помощью методов приборного контроля. Срок службы же трубопроводов из восстановленных труб значительно меньше — и максимум через 5—6 лет магистрали придется менять по новой. Были зафиксированы случаи, когда руководители местного городского хозяйства вместо новых труб по 30 тыс. рублей за тонну купили и поставили восстановленные по 13 тыс. рублей, выдав их за новые. Пойманные воры сидят в тюрьме, но их опыт наживы, к сожалению, взят на вооружение многими… Главный инженер одного из российских коммунальных предприятий описал работу с «новыми» трубами: «Свежекупленные и завезенные трубы оказались „подпорченными железной молью“. В подтверждение рабочими был нам продемонстрирован процесс варки шва. К „новой“ трубе были подсоединены анод и катод, произведен процесс варки, а после… Сварщик, отсоединяя провод „массы“, оторвал вместе с ним кусочек трубы, к которой он был присоединен. В результате в трубе зияла дыра с 5-ти копеечную монету».

Одни ремонтируют, другие — эксплуатируют

Существует и проблема, связанная с низким качеством устройства трубопроводных систем. Долгие годы в отрасли традиционно применяются стальные трубопроводы. При этом система закупок ориентирована, прежде всего, на меньшую цену, а не на качество изделия. И, если ведущие российские производители постоянно следят за качеством выпускаемой продукции, внедряют новые технологии, применяют антикоррозионные покрытия, то на рынок попадают и трубы, выпущенные на изношенном оборудовании, качество которых не выдержит никакой проверки современных контрольных лабораторий. Тем не менее, такой товар охотно закупается строителями, желающими либо сэкономить, либо просто уложиться в отведенные по смете средства. Одна из очередных проблем отрасли ЖКХ — это то, что трубопроводы строят и ремонтируют одни организации, а эксплуатируют другие — и через 3—4 года, когда дефекты перекладки сетей «вылезут» на поверхность, отдуваться придется только эксплуатационщикам.
Пытаясь добиться экономии, строители осуществляют монтаж стальных оцинкованных трубопроводов с отступлениями от действующих СНиПов (сварка труб вместо соединений на резьбе). При такой технологии монтажа неизбежно «сжигается» слой оцинковки в месте сварки соединений. В результате в трубопроводной системе появляются «слабые звенья», которые уже через несколько лет после окончания строительства или реконструкции объекта начинают «напоминать о себе». Всего через 5—6 лет эксплуатации такие трубопроводы «зарастают» изнутри настолько, что их проходное сечение уменьшается более чем наполовину.

Где и у кого получить качественную трубу?

Негативные тенденции, наблюдающиеся в последнее время в отрасли ЖКХ, всерьез обеспокоили общественность. «Инженерные системы городов должны комплектоваться только качественной трубной продукцией, использование трубного секонд-хэнда — это путь к авариям» — такой лейтмотив звучал, к примеру, в Санкт-Петербурге на проходившем заседании Энергетической секции профессионального объединения строительных организаций «Союзпетрострой». В выступлении представителя поставщика труб «Балт-Трейд Руструбпром» прозвучала мысль о том, что наряду с возрастанием угрозы возникновения аварий на трубопроводах увеличиваются и масштабы вызываемого ими ущерба. Для Санкт-Петербурга, в котором сосредоточено такое огромное количество уникальных и бесценных памятников культуры, имеющих мировое значение, вопросы их защиты и сохранения при различных техногенных авариях, в том числе в системе ЖКХ, приобретают особую значимость. Попытки, зачастую реализованные, по использованию при ремонтах и монтажах трубопроводных инженерных систем бывшей в употреблении трубы представляется настоящим варварством. Добросовестный приобретатель такой продукции, не являясь экспертом в области качества, способен на включение трубного суррогата в реальные водо- и газопроводные системы, тем более, если на стальное гнилье нанесен слой гидро- или теплоизаляции. Установка барьеров для такого вида металлоснабжения, создание условий, препятствующих поступлению на рынок некачественной металлопродукции, — проблема, которая была поставлена на заседании комиссии. Вопрос «О мерах по предотвращению возможных случаев комплектования бывшими в употреблении и восстановленными трубами объектов инженерных систем» обсуждался ранее и на заседании совета Российского Союза Поставщиков Металлопродукции (РСПМ).
Перекрыть дорогу на рынок старым трубам невозможно. На рынке всегда будет «бэушная» труба в ассортименте и к тому же дешевле новой. Но попытка выдать старое за новое — это уже криминал, с которым нужно бороться. Именно поэтому члены совета РСПМ предложили создать экспертную комиссию, задачей которой стал бы контроль поставляемой продукции в строительный сектор.

Контроль за качеством труб должен стать одним из составляющих жилищной реформы.

Основные отечественные производители металлопроката заинтересованы в выпуске качественной продукции, на предприятиях установлены и постоянно совершенствуются линии контроля и диагностики. Но на рынок попадает разный товар! Эксперты считают, что контролировать качество устанавливаемых труб в инженерных системах могут и должны организации, эксплуатирующие инженерные сети. Только в этом случае трубопроводы будут гарантированно застрахованы от установки бракованных, ранее использованных или некачественных труб (при условии, что у предприятия-производителя труб есть своя система контроля). Как пишет портал www.rustrubprom.ru, одним из примеров может служить современный подход к решению проблем ЖКХ компанией «Питер Дуссманн», эксплуатирующей часть жилого фонда в Санкт-Петербурге и поддерживающей комплексный метод реконструкции ЖКХ. «Дуссманн» на своих объектах в Петербурге в обязательном порядке проводит диагностику трубопроводов при помощи соответствующего оборудования.
Современные технологии прокладки трубопроводов в сочетании с новыми качественными трубами дают оптимальный результат, несравнимый с практикой прошлых лет. При этом отметим, что методов контроля металлопроката сегодня — более чем достаточно. Визуально-измерительный, ультразвуковой, вихретоковый, радиографический… Конечно, приборы и оборудование стоят денег, но эти затраты с лихвой окупятся в процессе эксплуатации.

Николай Александров, корреспондент журнала «МЕТАЛЛЫ и ЦЕНЫ».
По материалам сайтов www.idreforma.ru, www.svsokol.ru,
www.regions.ru, www.rustrubprom.ru, www.rspmp.ru