Эксперты и участники рынка отмечают, что в секторе слияний и поглощений нарастает активность, и в глобальном плане рынок M&A все ближе к докризисным уровням. Несмотря на то что из-за неуверенности в экономической ситуации в Европе и рисков рецессии в США в первом полугодии 2010 года объем слияний и поглощений в мировой экономике несколько снизился после роста во второй половине 2009 года, аналитики предсказывают хороший подъем по сделкам M&A в мире в ближайшие годы. По итогам первой половины 2010 года Россия не стала исключением из краткосрочной общемировой тенденции — общие объемы слияний показывают снижение. Хотя за этот период было зафиксировано более 360 сделок, что на 12% больше, чем годом раньше, суммарный объем рынка снизился и составил $29,7 млрд (на 15,3% ниже показателя первой половины 2009 года), говорится в исследовании «Эрнст энд Янг» (Ernst&Young). Падение, как отмечают эксперты аудиторской компании, связано с тем, что в прошлом году было объявлено несколько крупных сделок в нефтегазовой отрасли, которые составили существенную часть от общего объема рынка. В текущем году консолидация в нефтегазовом секторе замедлилась. Примечательно, что средняя стоимость сделки в первом полугодии 2010 года сократилась на 26% и составила $82,4 млн — это говорит о росте инвестиционной активности среди компаний среднего бизнеса.
Эксперты «Эрнст энд Янг» ожидают во втором полугодии роста деловой активности и, как следствие, количества и объема сделок по слияниям и поглощениям. Однако подъем будет медленным — о рекордных уровнях
Подобной позиции придерживается и Ованес Оганесян, аналитик по стратегии «Ренессанс капитала». По его мнению, Россия в ближайшее время будет отставать в секторе слияний и поглощений и от мира, и от развивающихся стран. Аналитик говорит о том, что кризис привел к перераспределению глобальных инвестиционных потоков с развитых на развивающиеся рынки. «И мы бы могли быть бенефициаром этого процесса, получить значительное количество средств в условиях общедоступности капитала при низких ставках», — уверен Оганесян, однако для этого есть ряд существенных преград. Они не новы. По-прежнему Россия остается заложницей цен на нефть. В целом зависимость от сырьевых рынков и вытекающая отсюда экономическая нестабильность приводят к тому, что инвесторы спекулятивно относятся к России. «Экономика находится очень в сжатом состоянии, трудно зарабатывать деньги в РФ, если вы находитесь в несырьевом секторе», — говорит аналитик. Кроме того, уверен г-н Оганесян, инвесторы продолжают с большой осторожностью относятся к России из-за «коррупции, произвола, низкой предпринимательской активности и довольно низкого уровня корпоративного управления».
Между тем у властей довольно позитивные взгляды на объем иностранных инвестиций в российскую экономику. Сегодня на экономическом форуме «Россия зовет!» министр финансов РФ Алексей Кудрин сообщил, что объем прямых иностранных инвестиций в Россию в 2010 году, по прогнозам Минфина, превысит $40 млрд (в 2009 году — $36 млрд), а в ближайшие два года составит более $50 млрд.
Позитивные выводы об интересе иностранных инвесторов к российским компаниям делает и ФАС РФ, контролирующая слияния и поглощения, а также вход зарубежного капитала в стратегические отрасли экономики. По словам начальника управления контроля иностранных инвестиций Федеральной антимонопольной службы Светланы Левченко, практика применения закона об иностранных инвестициях в отношении стратегических отраслей за два года показала, что количество заявок от зарубежного бизнеса для входа в капитал отечественных компаний увеличивается. В целом более половины заявок касаются сделок в сфере пользования участками недр федерального значения — исторически самая притягательная часть российской экономики для зарубежного инвестора. При этом г-жа Левченко подчеркивает, что действующее законодательство (ФЗ № 57 «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства») работает и является очень даже либеральным. «Есть только одно ограничение — для установления контроля над российскими компаниями стратегических отраслей тем компаниям, которые находятся под контролем иностранного государства. Закон запрещает устанавливать контроль, однако при этом законодатель дает право покупать блокирующий пакет акций», — подчеркнула Левченко.
Поскольку текущая ситуация с привлечением иностранных инвесторов и, соответственно, покупкой ими долей в наших компаниях оценивается довольно неоднозначно (хотя и есть положительные прецеденты — например, сделка Danon и «Юнимилка»), во многом активность в секторе M&A будет зависеть от внутренних процессов консолидации в разных отраслях. В «Эрнст энд Янг» прогнозируют, что наибольший объем сделок в 2010 году будет наблюдаться у компаний телекоммуникационной, металлургической, химической и нефтегазовой отраслей. А вот что касается активности — количества сделок, по мнению большинства аналитиков, серьезные перспективы усиления консолидации у банковского бизнеса.
Поскольку кризис в наибольшей степени затронул финансовый сектор, здесь процессы консолидации сами собой шли активнее. По мнению аналитиков международного агентства Fitch, положительным уроком кризиса для российских банков как раз стала отчетливая видимость перспектив дальнейшей консолидации сектора. Как отмечает старший директор Fitch Ratings (СНГ) Александр Данилов, к укрупнению подталкивает обострение конкуренции и снижение доходности банков. Одна из самых интересных сделок в секторе — это слияние «Росбанка» и других российских дочерних банков Societe Generale — BSGV («Банк Сосьете Женераль Восток»), DeltaCredit и «Русфинанс». По данным Fitch, эта группа вышла на седьмое место в секторе по активам — 672 млрд рублей. Это слияние участники рынка называют «высшим пилотажем» с технической точки зрения. Также из крупных сделок можно выделить слияние «Номос-Банка» и «Ханты-Мансийского банка»
Из активно проводящих политику слияний и поглощений банков (не входящих в первую
Стоит отметить, что процесс M&A в банковском секторе поддерживает Центробанк РФ, в том числе упрощением процедур. Кстати, ФАС, как сообщила Светлана Левченко, предлагает изъять частные банки из перечня стратегических видов деятельности. Такие поправки в закон ведомство уже подготовило и передало в правительственную комиссию. Как ожидают в ФАС, в течение двух ближайших месяцев они могут быть приняты Госдумой. Банки попали в список стратегических предприятий по «побочным функциям» — из-за услуг по шифрованию информации. ФАС уверена, что они как организации, для которых криптография не является основным видом деятельности, не должны включаться в разряд стратегических. Возможно, такое решение усилит интерес иностранного капитала к российским банкам, а, значит, и масштабирует уже бурлящий процесс консолидации в секторе.
Латкина Наталия (Finam.ru)