Металлы и цены

Скорая помощь

Статья опубликована в номере 22-23 (196)-2009

Поиск по статьям

/Rusmet. ru, Артем Зверев/ Ну что, все услышали, как дубайские пузыри лопаются? Именно так разбиваются великие мечты, причем я говорю даже не о самих строителях (их мне совершенно не жалко — они успели нагреть руки в предыдущие годы), а о тех, кто вокруг этих самых строителей постоянно находился и кормился. Я говорю и о металлургах, и о транспортных компаниях, и об инвестиционных фондах (их мне тоже нисколько не жалко), да почти обо всех, кого тянул за собой дубайский бум. Сразу скажу, что дубайский рост — это было действительно слишком, слишком высоко, быстро, дорого, амбициозно, а главное... не очень-то и нужно. Еще полтора года назад, когда никто о кризисе и не думал, проблемы с продажами квартир становились все серьезнее месяц от месяца.

C начала кризиса Ближний Восток перестал быть тем Ближним Востоком, который «возбуждал» одним своим существованием мечты металлургов (да и не только металлургов) Европы и Азии. Ближний Восток из металлургической Мекки превратился в разочарование. Сколько программ и проектов было заточено под этот регион! План развития индийской металлургии во многом был рассчитан на дальнейший рост потребления стали в регионе, китайцы не скрывали своих стратегических интересов, а про Иран я и вовсе молчу. Думаю, ни для кого не секрет, что иранские производители стали в первую очередь, планируя свою программу развития (до 52 млн т) рассчитывали именно на региональный рынок, причем с акцентом на страны Персидского залива. Также не надо забывать и о внутренних амбициях арабских металлургов — еще год назад Эмираты, Саудовская Аравия, Египет, Катар считались одними из самых привлекательных стран с точки зрения промышленных инвесторов. Что ж, за год ситуация изменилась...

Думаю, что ситуацию с кризисом в Дубаи коллеги, что называется, предчувствовали (если честно, ее все предчувствовали, только вот многие, и я в их числе, удивлялись, почему не рвануло раньше), именно поэтому правительства некоторых стран принялись весьма активно «подстраховывать» своих строителей и промышленников. Еще раз повторюсь, что дело отнюдь не в строителях, а во всех смежниках, которые за этими строителями стоят. Саудовская Аравия, например, объявила о программе поддержки промышленности, правда, эта программа несколько отличается от аналогичных американских или китайских программ. Согласно саудовской программе, проекты и объекты, являющиеся важными для развития страны, населения, инфраструктуры и т. д., имеющие риски невоплощения по причине недостаточности финансирования в условиях кризиса, получат государственную поддержку. Таким образом, стране удастся реализовать все крупные железнодорожные проекты, а именно строительство железной дороги Север-Юг, скоростной жд, а также монорельсовой дороги в Мекке.

Не отстает от саудовцев и Катар, правительство которого поддержит строительство метро в столице страны, а также совместно с Бахрейном профинансирует строительство железной дороги, которая свяжет две страны (напомню, что Бахрейн это остров, так что от Катара до Бахрейна протянется опорный мост длиной в 40 км). По предварительным оценкам стоимость проекта составит 25 млрд долларов.

Государственные проекты действительно могут помочь смежникам, в частности металлургам. По данным египетской Ezz Steel в текущем году спрос на сталь на Блжинем Востоке и Северной Африки сократиться на 2%, однако в следующем году, скорее всего, он вырастет на 7%, прежде всего из-за государственной поддержки крупных инфраструктурных проектов. В текущем году потребление стали в регионе составит 55,9 млн т, тогда как в 2010 году потребление стали может перевалить за 60 млн т.

И в текущем году, и в следующем, регион останется чистым импортером стали, так как на сегодняшний день мощности производителей составляют порядка 42-43 млн т стали. В 2010 году объемы импорта могут составить до 20 млн т, а может быть и больше — думаю, что государства стран Залива вскоре объявят о новых «приоритетных» проектах, которые могут получить государственную поддержку. Я не говорю о Дубаи, или Абу-Даби (этим эмиратам надо не вопросы с новыми проектами решать, а постараться найти средства для завершения уже начатых, а после того как они будут завершены, их еще надо продать); страны, в которых, скорее всего, будет наблюдаться рост металлопотребления — Катар, Бахрейн, Саудовская Аравия, возможно, Оман и Иордания (кстати, Иордания страна очень любопытная — так как в отличие от соседей страна небогата нефтью и газом, рост металлопотребления наблюдается в эпоху падения цен на нефть).

Все бы хорошо, однако ни российским, ни украинским металлургам особенно радоваться не стоит — и Турция, и Иран, и Египет (рынок которого очень слаб, эксперты предрекают Египту нелегкий 2010 год) будут из кожи вон лезть, чтобы протолкнуть свою продукцию на рынок региона. Не надо забывать и об Индии, металлурги которой относятся к рынку стран Ближнего Востока как к стратегическому. Правда, и духом падать не надо — уверен в том, что в ближайшее время мы услышим о новых мерах поддержки инфраструктурных проектов со стороны правительств стран региона. Чиновники и эмиры ждали слишком долго, дубайский взрыв заставит их думать быстрее. Ну и реагировать тоже...