Металлы и цены

Стимулировать спрос может государство

Статья опубликована в номере 20-21 (195)-2009

Поиск по статьям

По мнению Александра Дейнеко, директора Фонда развития трубной промышленности (ФРТП), долговременные планы развития металлургической отрасли в период кризиса необходимы: они задают ориентиры работы. В отношении конкретных сроков выхода из кризиса он осторожно полагает, что состояние дел в металлургической отрасли будет понятно только после подведения итогов четвертого квартала.

Одним из последствий кризиса стали взаимные неплатежи. Как с этим сегодня обстоят дела в трубной отрасли?
— Александр Дейнеко: К сожалению, революций за последний год не произошло. В прошлом году задолженность предприятий нефтегазового комплекса перед трубниками составляла 42 млрд рублей, и сейчас она лишь незначительно сократилась. Получается, что трубники кредитуют нефтегазовые компании, что неминуемо снижает эффективность бизнеса первых.

Имеет место кредиторская задолженность трубных компаний перед поставщиками трубной заготовки. Важно отметить, что металлурги ситуацию понимают, поэтому где-то тоже готовы мириться с рассрочкой платежей трубников за поставляемую металлопродукцию. Все-таки трубная отрасль потребляет пятую часть продукции российских металлургических компаний. Все рассуждают так: «Работать лучше, чем стоять». Поэтому стороны находятся в постоянном диалоге, вырабатываются долгосрочные договоренности, оптимизируются финансовые потоки. К счастью, в отрасль пока не вернулся бартер, и трубники будут делать все от них зависящее, чтобы этого не произошло.

Можно ли уже говорить о восстановлении спроса на трубную продукцию?
— Говоря о спросе на трубную продукцию, надо хорошо представлять себе структуру потребления: примерно две трети приходится на топливно-энергетический комплекс (ТЭК), еще четверть идет в ЖКХ и строительную отрасль, а остальное выбирают транспортное машиностроение, энергетическое машиностроение, хай-тек. За исключением ТЭКа, остальные сегменты не показывают признаков жизни. Спрос на трубы на предприятиях других отраслей упал на 40-45%, и пока предпосылок к улучшению не видно.

В связи с резким сокращением спроса на трубную продукцию уже в 2008 году российский рынок стальных труб сократился по данным Росстата на 10,7% по сравнению с 2007 годом.
Емкость рынка продолжает уменьшаться и в 2009 году: в III квартале 2009 года по отношению к III кварталу 2008 г. потребление труб в нефтегазовом комплексе снизилось на треть, в сегменте строительства и ЖКХ — вполовину, сегменте машиностроения — на две трети.
По материалам frtp.ru

Как, по-вашему, можно стимулировать спрос?
— А тут ничего оригинального придумывать не нужно. Все это уже проходили в 30-х годах прошлого века в США. Стимулировать спрос может государство, вкладывая средства в развитие существующей и создание новой инфраструктуры. То есть достаточно реализовать те планы, которые были ранее заложены в энергетической стратегии, проектах строительства транспортных коридоров, нефтегазопроводов.

Экспорт не стал панацеей?
— На экспорт, конечно, поставлять выгодно. Но, принимая во внимание, что сокращение спроса на металлургическую продукцию охватило весь мировой рынок и зарубежные государства начали проводить активную политику защиты своих внутренних рынков от импорта, экспорт труб можно рассматривать исключительно как вспомогательный, стабилизирующий положение отрасли фактор.

Если спрос сейчас обеспечивают в основном нефтегазовые проекты мировых монополий, то в случае переноса сроков их строительства нет ли риска для трубников остаться без работы?
— Только в России общая протяженность трубопроводов составляет порядка 1 млн км. Несложно посчитать, что при средней стойкости трубы в 35 лет, да с учетом количества магистралей по каждому из направлений, ежегодно в России в замене нуждается 3-4 тыс. км трубопроводов.
Отсюда и логика ориентации российской трубной отрасли на внутреннее потребление, в отличие, скажем, от китайцев, которые сделали упор на экспорт и теперь попали в зависимость от политики других государств.

Развитие российского ТЭКа на перспективу до 2020 года предусматривает освоение месторождений Восточной и Западной Сибири, Дальнего Востока, Сахалина, шельфов арктических и дальневосточных морей.
Общая протяженность намеченных к строительству газопроводов составляет 16 тыс. км, нефтепроводов — 9,6 тыс. км.
Среди наиболее значимых газовых проектов «Северный поток» (протяженность одной нитки 2130 км), Бованенково- Ухта (1300 км), «Голубой поток» (400 км), Хабаровск-Владивосток (850 км), «Алтай» (2700 км) и пр.
Нефтепроводы: Восточная Сибирь-Тихий океан (две очереди: Тайшет — Сковородино и Сковородино — Козьмино, 4761 км), БТС-2 (1157 км), Ванкор — Пурпе (543 км), Бургас — Александруполис (287 км).
По мнению экспертов, эти проекты не будут заморожены или приостановлены.

— Российским трубникам, помимо обеспечения соответствующего качества продукции, наверняка требуется и политическое лобби для получения желаемой доли поставок труб для того или иного проекта?
— Поддержка на высшем уровне оказывается. Трубные компании нашли понимание в правительстве: на прошедших заседаниях самого различного уровня было принято решение рекомендовать российским нефтегазовым компаниям осуществлять закупки трубной продукции у отечественных производителей — в первую очередь для реализации крупных инвестиционных проектов российских монополий.
Так, для первой нитки трубопровода Nord Stream Выксунский металлургический завод являлся единственным российским поставщиком с долей всего 25% от общего объема поставок. К настоящему времени ТБД необходимого качества для второй нитки этого трубопровода могут поставлять уже три российских производителя. В этой связи НО ФРТП настаивает на сохранении принципа пропорционально-долевого участия национальных компаний в проекте Nord Stream в целом (51% ОАО «Газпром»). То есть тендеры на поставку для второй очереди проекта трех четвертей труб (830 тыс. тонн) должны проводиться исключительно между российскими трубными компаниями.

Итоги 10-летнего развития
— За последние 10 лет была завершена консолидация отрасли — сегодня на рынке действуют более 10 производителей;
— В отрасли проведена модернизация производственных мощностей, реализованы комплексные инвестиционные программы на сумму порядка $ 8 млрд. (объем инвестиций составляет $200 на 1 тн готовой продукции);
— Фактически решена проблема импортозамещения труб большого диаметра, ежегодные мощности по производству которых к 2012 году составят 5,9 млн тонн;
— Совокупный объем мощностей по трубному производству к 2012 году будет увеличен до 14 млн. тонн, что соответствует показателям, предусмотренным Энергетической стратегией России и Генеральной схемой развития газотранспортной системы.

В 2004 году совокупный объем мощностей по трубному производству составил 7,65 млн.тн. В 2007году Россия заняла третье место в мире по объемам производства трубной продукции — 8,8 млн.тн., уступив Японии (9,3 млн.тн) и Китаю (42 млн. тн.)
К 2012 году объемы производства трубной продукции в России могли бы достигнуть 14 млн тонн.
По материалам frtp.ru

— Насколько остро стоит проблема недобросовестной конкуренции для трубной отрасли?
— В настоящее время на российском внутреннем рынке между собой конкурируют порядка 15-20 фирм из примерно 15 стран мира, включая российских производителей. В большинстве сегментов трубной продукции в России сохраняются равновесные цены, тем не менее некоторые иностранные трубопроизводители действительно активно используют практику неконкурентного продвижения своей продукции на российский трубный рынок. По ряду товаров наши ближайшие соседи откровенно демпингуют. В качестве примера можно привести Китай. Также необходимо отметить Украину, которая в 1999 году начала так называемый эксперимент в горно-металлургическом комплексе, который закончится только в 2011 году. Государство освободило отрасль от налоговой задолженности, списало штрафы, предоставило отсрочку на десять лет по обязательным платежам, снизило железнодорожные тарифы, то есть поставило металлургическое и трубное производство в тепличные условия по сравнению с нашими предприятиями. Эти факторы позволяют украинским производителям поставлять свою экспортную продукцию по заниженным ценам, в том числе и в Россию. В то же время украинские производители отстают от российских в технологическом плане. Последние 15 лет наши соседи практически не модернизировали свои производственные мощности, что неминуемо сказалось на качестве.

Импорт: оценка ущерба — $ 160 млн
По данным ФТРП, резко возрос импорт дорогостоящих видов труб из Украины, произведенных на предприятиях группы «Интерпайп». Фактические поставки пяти видов труб, на которые установлена антидемпинговая пошлина, увеличились за 2005-2008 годы на 18%, вместо оговоренных 6%. При этом поставки обсадных труб, произведенных группой «Интерпайп», выросли на 64%, насосно-компрессорных — на 13,5%. Наибольший рост отмечается в сегменте труб большого диаметра — в 11 раз, труб сварных общего назначения — в 34 раза. Ущерб российской трубной отрасли в 2009 году из-за недопоставки труб отечественного производства на внутренний рынок составит $160 млн.
По материалам frtp.ru

Нужны ли трубникам какие-то меры поддержки на законодательном уровне?
— У нас нет отдельных законов, которые касались бы трубной или какой-нибудь другой отрасли в отдельности. Законы общепромышленные, и нужны они в одинаковой степени всем отраслям. Одной из таких полезных мер мог бы стать уведомительный порядок возврата НДС, например, в пределах $50-100 млн. Мы инициируем продление действия пошлины на импортные трубы большого диаметра вне зависимости от страны-производителя. Нам это необходимо не столько для предотвращения причинения серьезного ущерба отрасли, сколько для предоставления российским трубным компаниям возможности завершить запланированные мероприятия по модернизации и адаптации отрасли.

Тарифная политика устраивает трубников?
— Тут есть как позитивные, так и негативные моменты. Например, несколько лет назад ОАО РЖД пошло навстречу трубной отрасли и снизило вагонную норму: сейчас трубники могут перевозить свою продукцию по железным дорогам вагонами ОАО РЖД при их загрузке от 20 тонн без каких-либо штрафов. Однако сама тарифная сетка устроена таким образом, что транспортировка трубы на Сахалин удорожает ее себестоимость на $300 за каждую тонну, делая ее неконкурентоспособной в сравнении с продукцией, завозимой из Японии, Кореи, Китая, Индонезии. И эти вопросы нужно решать на макроэкономическом уровне.

Как вы думаете, каково будущее трубной отрасли?
— Полагаю, что после 2013 года объективная необходимость освоения несметных богатств Восточной Сибири и Дальнего Востока неминуемо встанет на повестку дня, определив тем самым движение всей промышленности туда же, поближе к местам потребления трубной продукции.
Долгоиграющие планы задают некоторые ориентиры, вектора выхода из кризиса. Что касается конкретных сроков выхода из кризиса, то я в этом отношении осторожен. Подведем в январе итоги IV квартала, сравним с показателями аналогичного периода 2008 года — тогда и будем рассуждать, позади ли кризис или мы все еще находимся на дне.

По материалам ФТРП, интервью А.Дейнеко изданию Business Guide (kommersant.ru)