Металлы и цены

Три кита областной экономики

Статья опубликована в номере 15 (192)-2009

Поиск по статьям

Несмотря на мировой экономический кризис, количество инвестпроектов, реализуемых в Ленинградской области, медленно, но верно растет

Уже несколько лет подряд Ленинградская область остается привлекательным регионом для инвестиций. Доказательство тому — трехкратное увеличение объема вложений в основной капитал за последние пять лет. В прошлом году этот показатель составил 161 млрд рублей. Эксперты считают, что сейчас промышленность области чувствует себя увереннее петербургской.

Привлечь новых инвесторов

Сегодня Ленинградская область занимает десятое место по сумме привлеченных инвестиций среди регионов России, а по объему на душу населения — второе. Даже в этом году, когда спад притока инвестиций достиг 20%, областная администрация вполне оптимистична в своих прогнозах, ожидая возвращения на былые объемы уже в 2012 году. Причем, по словам вице-губернатора Ленобласти Григория Дваса, ослабление произошло не из-за ухудшения инвестиционного климата, а «за счет сокращения объемов финансирования инвестиционных проектов государственным бюджетом и компаниями-монополистами».

Всего с 1997-го по 2005 год областные власти подписали договоры о предоставлении инвесторам режима наибольшего благоприятствования со 125 компаниями. В их числе крупнейшие налогоплательщики области — ЗАО «Каппа Санкт-Петербург», ООО «Катерпиллар Тосно», ЗАО «Филипп Моррис Ижора», ОАО «Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат», ООО «Светогорск», ЗАО «Форд Мотор компани», ОАО «Хенкель-Эра», ООО «Крафт Фудс», ООО «ПО Киришинефтеоргсинтез», ЗАО «Нокиан Тайерс» и другие.

Сейчас, когда приток новых инвесторов в Ленобласть сократился, правительство предложило индивидуально подходить к проблемам каждого предпринимателя, желающего вложить деньги в экономику региона. Уже в начале 2009 года заговорили о снижении цен на земельные участки, а также о введении отсрочки платежа за подключение к электроэнергии для инвесторов до момента запуска производства. Тем самым администрация готова показать, что способна решить даже самую серьезную для инвестора проблему — проблему с инфраструктурой.

Есть и другая сложность — в 2009 году было приостановлено действие областного закона о поддержке инвестиционной деятельности, по которому часть ставки налога на прибыль компаниям компенсируется из бюджета. Выплаты по нему правительство области предлагает перенести на 2010 год и на более поздние сроки. Среди «кредиторов» области оказались «Нокиан Тайерс», ОАО «Интернэшнл Пейпер» (Светогорский ЦБК), КИНЕФ и ряд других компаний.

Осуществлению в Ленинградской области проектов, имеющих государственное бюджетирование и находящихся на конечной стадии реализации, кризис не помешал. «Три кита» промышленности области и три вектора ее развития — порты, агропромышленный комплекс и автокластер.

По словам губернатора Валерия Сердюкова, за прошедшие 10 лет областные власти постарались максимально использовать объективные преимущества региона, в частности — выгодное приграничное положение. Кроме того, удалось создать благоприятный инвестиционный климат. Показательно, что даже сейчас, в период кризиса, ни один из крупных потенциальных инвесторов не отказался от заявленных проектов. Самая актуальная задача сейчас не только удержать уже имеющихся инвесторов, но и привлечь новых.

Большие порты — большое будущее

Вполне вероятно, что наибольший вклад в улучшение инвестиционного климата в Ленобласти внесло развитие портовой инфраструктуры Северо-Запада, а уже прошлом году экономику Петербурга ждал неприятный сюрприз: грузы стали уходить в порты Ленобласти. В 2008 году областными стивидорами было переработано в три раза больше грузов, чем в Петербургском морском порту. Рекордсменом стала Усть-Луга, которая и раньше опережала по темпам развития все остальные порты области примерно в пять-шесть раз. Даже за первые шесть месяцев кризисного 2009 года оборот порта увеличился на 36% по сравнению с аналогичным периодом 2008-го. Выросли и инвестиции — порт в 2009 году получил на 50% больше средств, чем в 2008-м.
Сейчас порт состоит из восьми работающих и строящихся терминалов в разной степени готовности. Среди проектов — строительство Усть-Лужского контейнерного терминала (УЛКТ), газового терминала порта («Сибур»), универсального терминала (ОМК), а терминала по перевалке глинозема и алюминия (UC Rusal). Однако следует сказать, что инвесторы не торопятся и ждут восстановления рынка.

Другие проекты порта: в августе этого года «Транснефть» представила правительству Ленинградской области декларацию о намерениях построить нефтеперевалочный терминал к 2012 году. Реализуется общегосударственный проект многофункционального перегрузочного комплекса «Юг-2», первый пусковой комплекс которого был открыт 6 июня 2008 года. Его основная задача — переориентация потока импортных легковых автомобилей из портов Финляндии. Правда, способный принимать до 100 тыс. автомобилей в год, сегодня «Юг-2» сегодня испытывает трудности с грузооборотом.

В начале мая 2009 года в границы порта Усть-Луга включен ро-ро-терминал «Новая гавань» компании РТЛ — контейнерный и автомобильный терминалы с центром предпродажной подготовки. Открыть «Новую гавань» планируется до конца 2009 года. Однако пока не решен дорожный вопрос — новая дорога к терминалу будет построена лишь к 2015 году. В настоящий момент основа грузооборота портов Ленобласти — экспорт нефти через порты Высоцка и Приморска. В обоих портах ведутся активные работы по расширению и реконструкции в рамках федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России на 2002—2010 годы».

Однако на данный момент все существующие портовые проекты имеют одно слабое звено — дороги. Большая часть из них находится в неудовлетворительном состоянии, что увеличивает сроки доставки грузов. Если эта проблема не будет решаться одновременно со строительством терминалов, то очень скоро она окажется препятствием для увеличения товарооборота. Сегодня по автодорогам области вывозится 85% грузов. Остальные 15% приходятся на железную дорогу.

Что касается проектов строительства КАД-2 (кольцевой автодороги) и КАД-3, способных решить все транспортные проблемы Санкт-Петербурга и области, не решенные КАД-1, то от них фактически отказались еще в середине 2008 года. В апреле 2009 года эта информация была подтверждена — уже в связи с кризисом и временным замораживанием проекта строительства федеральной трассы Усть-Луга — Великий Новгород, которую обещали начать прокладывать в 2010 году.

Как будет решена проблема транспортного обеспечения важнейших инвестиционных проектов области, пока не вполне ясно, поскольку она не может быть решена без отрыва от транспортной стратегии города. А именно с городом область и не может договориться — существующий перечень мероприятий по развитию общего транспортного узла пока сильно ущемляет интересы области.

Эффективное село

Еще одна областная гордость — АПК — тоже переживает свой звездный час, пользуясь вниманием властей. Сейчас доля Ленобласти в общем объеме производства мяса скота и птицы по Северо-Западному федеральному округу (СЗФО) составляет более 50%, молока — 36,4%, яиц — 63,4% (первое место в стране).

Стимулом для прихода в АПК Ленобласти инвесторов стал запущенный в 2006 году национальный проект, а затем одноименная федеральная программа. Они позволили областному АПК сделать рывок, причем во всех районах сразу, справиться с разрухой. С 2000-го по 2004 год около половины удачных молочных хозяйств Ленинградской области вошло в производственно-сырьевые холдинги. Стоит отметить, что, в отличие от Европы, на долю фермерства в Ленобласти приходится не более 2% валового производства. Все остальные производители зависят от крупных компаний.

Развитие отрасли происходит за счет привлечения инвестиций, модернизации существующих хозяйств. Привлечение инвестиций в отрасль происходит при поддержке государственных органов на всех уровнях, берущих на себя, в частности, погашение процентной ставки по кредиту, — говорит руководитель одного из молочных комбинатов Ленинградской области. В 2009 году были анонсированы и другие проекты пищепрома. Среди них ликеро-водочный завод ЛВЗ-1 в Ломоносовском районе — дочерняя структура украинской компании «Имидж-Холдинг», завод «Хлебный дом — Fazer». Выбор Ленинградской области как места для географического размещения завода абсолютно естественный: основной рынок сбыта продукции — Петербург и Северо-Западный регион, — поясняют инвесторы. В административных границах города найти участок площадью двадцать гектаров с прямым выездом на КАД уже практически нереально, а область до сих пор готова предлагать такие возможности.

Конструктор для иномарок

Третьим столпом областной экономики становится формирующийся на Северо-Западе автокластер. Конечно, кризис коснулся и этой отрасли, но прогнозы обнадеживают. Правда, в текущем году каждый из работающих здесь заводов несколько раз останавливался Suzuki отказалась от планов создать свой завод в Петербурге, Toyota отложила строительство второй сборочной линии, но осталась верна обещаниям Hyundai. Вместе с открытием автосборочных заводов оживился и сегмент автокомплектующих. Еще в 2008 году группа южнокорейских производителей автокомпонентов приняла решение построить в Петербурге семь заводов по производству комплектующих для автомобилей Hyundai. Один из проектов будет реализован совместно с Magna. Кстати, Magna уже в первом квартале этого года начала выпускать бамперы для автомобилей Ford Focus в арендованном цехе Ижорских заводов и параллельно строит завод в Шушарах. Второй завод южнокорейцы строят с компанией Shin Young Metal.

В мае этого года английская Stadco и испанская Gestamp Automocion, партнеры «Северстали», открыли автокомпонентный завод во Всеволожске. Завершить третью очередь предполагается в 2015 году.

Планируется и строительство технопарка по производству комплектующих «Ультра-инвест» общей площадью 360 тыс. квадратных метров. Первая очередь объекта будет введена не раньше конца 2011-го — начала 2012 года. В 2008 году в Лужском районе завершилось строительство завода по производству автокомпонентов из пластика. Лужский завод — совместное предприятие корпорации «Аэрокосмическое оборудование» и AD Plastik

Нераскрытый потенциал

Областные инвестпроекты не ограничиваются упомянутыми выше. В начале нынешнего года введены в строй крупнейший на Северо-Западе деревоперерабатывающий комплекс в Бокситогорском районе, новая технологическая линия на Сясьском целлюлозно-бумажном комбинате, запущено производство стеклопластиковых труб в промзоне «Кирпичный завод». Продолжается реализация таких масштабных инвестиционных проектов, как новый комплекс Ленинградской АЭС, магистральный газопровод «Северный поток», новый производственный комплекс в Киришах, Тихвинский завод железнодорожных вагонов, строительство на Выборгском судостроительном заводе газодобывающих плавучих платформ.

Главное преимущество области — глубокая диверсификация экономики. Если 12 лет назад одно предприятие обеспечивало до 32% налоговых доходов областного бюджета, то сегодня на территории региона нет ни одного субъекта хозяйственной деятельности, который обеспечивал бы более пяти процентов доходов областной казны. Таким образом, можно сказать, что потенциал области только начинает раскрываться. «Десять лет назад мы сделали ставку на развитие реального сектора экономики, — говорит губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков. — Сегодня очевидно, что мы поступили правильно: 70% промышленной продукции в области дают предприятия, построенные за последние десять лет».

По материалам «Эксперт Северо-Запад»